Больше рецензий

18 февраля 2020 г. 17:30

1K

3 Порядком беспорядочные связи

Сборник пьес Гуркина достался мне в игре, думаю, что вряд ли сама захотела бы ознакомиться с творчеством этого драматурга.

"Любовь и голуби" не самый мой любимый фильм. Делают его в основном замечательные актёры, Юрский, Тенякова, Михайлов, Дорошина. А сюжет... эх, в очередной раз убеждаюсь, что с моей "истинно русско-народной душой" что-то не то. Ни быт алкогольно-деревенский, ни юмор сельский, ни убогость советского житья-бытья никак меня не трогают, а даже, как Челентано над фильмами Чаплина, печалиться заставляют.

Пьеса от фильма не особо отличается. Я разве что обратила внимание на фирменные фишки Гуркина. Думала, что это находки Меньшова - когда "папка" открывает дверь своего дома и сразу прыгает в Чёрное море. Оказывается, это стиль драматурга. Некоторая фантасмагория происходящего, мостики в пространстве, во времени, между реальностью и потусторонним. Приём будет использоваться в каждой пьесе.

Ещё одна навязчивая идея, которая будет неизменно присутствовать в каждой пьесе - измены. Очень свербит мотив беспорядочных половых связей и желательно в браке. Изменяют все, от пола не зависит.

В аннотации прочитала слова Петрушевской о том, что автор безжалостен к истории и милосерден к героям. Историю оставим, а про милосердие хотелось бы поподробнее. Где оно там? Герои в большинстве своём... хм... да дрянные герои. Мелкие, пошлые, безвольные, как звери, на инстинктах живут.

Помнишь, я назвал тебя гадом? Потом подумал: а в ком из нас его нет… Оказывается, ты еще и гаденький.


Милосердие в том, что Гуркин и таких голубит?.. А надо ли?

В пьесе "Зажигаю днём свечу" некто, кого все называют Рыцарем, произносит:

Такой девочкой, как Катюша, и я с удовольствием покормился бы.


Я первый раз с таким оборотом столкнулась. ...Господа, это ж мерзость.

В этой пьесе вообще нет нормальных персонажей. Вот кроме Кати. Хотя она-то здесь и есть ангел бессмысленного милосердия. Я не особо верю в любовь зла, на козлах отрабатываются явно какие-то другие неврозы и комплексы. Так что благородство, спасительная миссия Кати по отношению к убогому Долину тёплых чувств не вызывает. Если положила девушка себя на алтарь, значит ей это для чего-то нужно.

"Свеча" меньше всего понравилась в сборнике. "Музыканты" и "Плач в пригоршню" - я не очень поняла. Особенно "Музыканты" - самая фантасмагоричная пьеса, какой-то слоёный торт из действительности инженера-композитора (которому изменяет жена, конечно), его внутреннего мира, где звучит музыка, и мира духов и муз, что ли? И перевозчик, как ... как кто? Харон? Или нейрон, соединяющий внутренние голоса с внешними проявлениями? И старушка уходит в шкаф... Или это в другой пьесе?

А "Плач" перенасыщен персонажами. И милосердие их не спасёт от тюрьмы, алкоголизма, бандитизма, измен и просто плохого характера. Почему Сашу мучило чувство вины за Ивана, который его убить собирался? Или Гуркин так завуалировал ситуацию, что на самом деле там всё было не так, а иначе? Винегрет. Не понравилось.

"Саня, Ваня, с ними Римас" - если бы это был роман, возможно, получилась бы проникновенная история. Пьеса прошлась лёгким касанием по сердцу. Линия Жени хорошо прописана. Сама фабула сильная. Но не хватило места для прочувствования. И послевоенная история Ивана меня огорошила. Прочитав 7 пьес Гуркина, я представляю его непростые отношения с нереальным, он далеко не всегда разделяет настоящее и воображаемое. Так вот рассказ Ивана похож на ответ к просьбе Саши "ты наври так, чтоб сердце зашлось, чтоб до слёз поверила". И если она до слёз поверила, то у меня осталось неприятное чувство глумления. Неоднозначная пьеса.

"Прибайкальская кадриль", как оказалось, мне знакома по фильму "Кадриль". Который я даже пару раз пересматривала, потому что Полищук, Табаков и Усатова там очень убедительные и забавные. Хотя всё та же сельская алкотня с говорком, "делающим сердцу немножко больно". Очень уж узкие интересы у персонажей - выпить да пое... потанцевать. А дальше-то что? Зачем?

Самая неожиданная пьеса в сборнике - сказка "Золотой человек". Мало чем отличается от обычной сказки, весьма распространённый сюжет. Царевич отправляется за вором золотых яблок (арбузов, волос, коней), по дороге его обманывает слуга, они меняются местами, но принцесса всё равно выбирает правильного жениха. Только Иван здесь не дурак, а наоборот, слишком умный. Мораль басни - "что ты в свои книжки носом упёрся, сходил бы погулять, мама внуков хочет".

Наивысший бал от меня достался пьесе "Шёл медведь по лесу". В ней тоже есть дрянные персонажи, жена изменяет главному герою, все друг друга подставляют и имеют сомнительный моральный облик. Но всё-таки главный герой приютил навязанную ему старушку. И за нежно представленную тему матери пьеса назначается лучшей в сборнике.

***
Театральный капустник в группе Драматургия.
Собери их всех!