29 февраля 2020 г. 15:33

185

5

Книгу Егора Сартакова решила прочитать, чтобы по-новому взглянуть на много раз читанные произведения нашей классики и открыть что-то новое.

Анализируются следующие произведения русской классики XIX века:
"Горе от ума" А. С. Грибоедова,
"Евгений Онегин", "Медный всадник" и "Капитанская дочка" А. С. Пушкина,
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова,
"Ревизор", "Мёртвые души" Н. В. Гоголя,
"Отцы и дети" И. С. Тургенева,
"Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского,
"Война и мир", "Анна Каренина" Л. Н. Толстого,
"Вишнёвый сад" А. П. Чехова.

Начинается книга с введения, в котором автор чётко объясняет разницу между западной и русской литературами и ту особенность нашей, которая привлекает зарубежного читателя:

Русская литература в своих лучших произведениях предлагает читателю такой нравственный идеал героя, до которого можно идти всю жизнь - и всё равно не дойдёшь... Причины... нужно искать в национальной религии... Про американскую культуру говорят, что она прежде всего фрейдистская, а уже потом американская... про русскую культуру можно сказать, что она прежде всего православная, а уже потом русская... Об этом прекрасно сказал русский философ Николай Бердяев, утверждавший, что "вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира".


Егор Сартаков объясняет, что

русская литература отличается от других тем, что во главу угла ставит этику, а не эстетику. Пока зарубежных писателей больше волновал вопрос, КАК это написано, русские писатели концентрировались на том, о ЧЁМ следует сказать читателю.


Автор даёт ответы на многие "популярные" вопросы, возникающие у читателей после прочтения классики, например:
Почему гении оставляли неисправленными ошибки и опечатки, несмотря на замечания друзей и издателей?
Кто же в пьесе Грибоедова самый умный, если как будто бы умный Чацкий ведёт себя так по-дурацки?
Почему Пушкин - гений? Что нового он привнёс в литературу? В чём новизна для русской литературы романа в стихах "Евгений Онегин"?
Почему памятник Петру Первому называется медным, хотя он отлит из бронзы?
Зачем Гоголю понадобилась немая сцена в конце пьесы "Ревизор"?
Куда мчится гоголевская птица-тройка?
Почему у Льва Толстого в "Войне и мире" текст состоит из таких длинных предложений - периодов и писатель не хотел делить его на абзацы поменьше?
Что смешного можно найти в "Вишнёвом саде", в то время как пьеса заканчивается смертью всеми забытого старика?

Книга написана очень увлекательно, с упоминанием спектаклей, фильмов - экранизаций, а также тех, в которых герои читают русскую классику.

Полагаю, что она будет полезна и школьникам, и взрослым, но читать её лучше ПОСЛЕ прочтения того произведения, о котором говорит Е. Сартаков, чтобы у читателя сформировались СВОИ вопросы, а уже потом он попытался найти на них ответы.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!