Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

3 апреля 2020 г. 09:44

424

4 Торжество сомнений

Я не знаю, как другим читателям, но мне бесконечно нравится художественный прием, когда одни и те же события рассказаны разными их участниками. Именно он позволяет осознать, насколько наша собственная точка зрения может не совпадать с чужой, и сколь неоднозначно мы можем выглядеть со стороны в ситуации, в которой сами себя считаем однозначно правыми. Я уже где-то писала, что считаю навык "посмотреть на ситуацию со стороны" одним из самых важных для формирования профессионального юриста, и не понаслышке знаю, насколько трудно он формируется, особенно среди тех, кто привык точно знать, "как надо".
Вот и здесь с каждой сменой рассказчика меняется угол зрения, и выясняются новые подробности событий.
Аббас Карам Юнес написал отличную пьесу о любви, предательстве и смерти. Эта пьеса явно основана на реальных событиях, но представляет окружающим неожиданную "правду" о скрытых пружинах той драматической ситуации, в которой сам был участником. Правда ли это? Необходимо ли посадить автора в тюрьму за преступление, как это предлагает бывший любовник погибшей героини истории Тарик Рамадан, или стоит отнестись к написанному как к торжеству возвышенного, к продукту творческой фантазии её автора?
И вот здесь Нагиб Махфуз затрагивает очень важную тему любого творчества. Насколько можно доверять тому, что описал в своем произведении драматург, романист, новеллист? Думаю, всем прекрасно знакомы ситуации, когда после прочтения книги возникает абсолютное убеждение - теперь мы знаем, как всё происходило в действительности. Или разражающиеся после появления нового романа скандалы, когда люди из реального окружения писателя "узнают" себя в персонажах, и возмущаются тем, что их оболгали. Причем когда зачастую автор в предисловии пишет, что "все совпадения с реальностью являются случайностью" мы про себя ухмыляемся, предполагая, что всё списано из реальности, а эту фразу автор добавил именно во избежании судебных исков от оскорбленных участников реальных событий.
И вот в этой истории большинство читателей попались на уловку автора. Кто нам сказал, что Аббас рассказал в своей пьесе правду? Вы уверены, что он не придумал свою версию событий именно для того, чтобы его фантазия стала основой его успеха? И, наконец, с чего мы вообще взяли, что Нагиб Махфуз рассказал нам всю правду о жизни, любви и смерти Тахии?
Именно для того оба автора - и автор романа, и придуманный им автор пьесы множество раз перетасовывают других героев, их мотивы и поступки, чтобы читатель не просто ужаснулся падению нравов в театральном мире, но и задумался о том, насколько написанное и прочитанное в принципе может соответствовать реальности...
Я не случайно в своем отзыве упускаю еще двух ненадежных рассказчиков - родителей Аббаса, Халиму и Карама Юнеса. Тот чудовищный порочный мир, в котором они жили, и вырастили своего "ангелочка" Аббаса, смотрится каким-то невероятным кривым зеркалом, которое помогает понять, почему автор пытается убежать в мир фантазий и "возвышенного", не желая смириться с реальной окружающей его грязью. Но они не противоречат друг другу. Их рассказ просто показывает откуда у Аббаса могло родиться такое стремление, почему он спокойно "предает" своих родителей и "уводит" любовницу у их друга...
А читателю предлагает остаться наедине с сомнениями. Что есть правда? Важна ли она, когда речь идет о творчестве? И что торжествует, когда опускается занавес?

Рецензия написана для игры KillWish. Тур 5. Ревущие 20-е: джаз, гангстеры и деньги Дона.