Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2020 г. 08:19

501

3

В последней главе книги Саймон Рейнольдс говорит, что это его культурная история. Он пишет:

Я родился в 1963 году, который для многих является "годом, когда начался рок-н-ролл". <...> Как только я, будучи подростком в эпоху постпанка семидесятых, начал проявлять более-менее серьезный интерес к поп-музыке, в мою кровь тут же попала смертельная доза модернизма. <...> И в начале восьмидесятых <...> дух модернизма еще был жив благодаря рейву и экспериментальным направлениям рок-музыки. Эти всплески новизны сыграли роль опоры, укрепив мое модернистское кредо: искусство всегда должно двигаться вперед, пробивая дорогу к новым территориям, вступая в жесткую битву со своими предшественниками, отбрасывая все достижения, подобно тому, как ракета сбрасывает пусковые модули после старта.

Поэтому сейчас (книга, написана в 2011-м) после всех этих "всплесков новизны" Рейнольдсу кажется, что поп-культура застряла в состоянии даже не переосмысления, а паразитирования на собственном прошлом. Возможно, это и так. Но для меня это звучало как 486 страниц брюзжания белого британца средних лет, что вот в его то время умели делать музыку. Хотя в одной из глав он сам пишет, что ничего принципиально нового не было после 30-х годов.

Книгу поделена на три части "Сегодня", "Вчера" и "Завтра". Для меня интерес представила только глава "Вчера". Я открыла много исполнителей и жанров, о которых даже не слышала. "Сегодня" - это в основном размышления о том, как MP3 убил музыку, а YouTube - стремление делать что-то новое (ведь можно в любой момент добраться до любых архивных записей). Это та реальность, в которой я живу и выросла, поэтому я не вижу ничего смертельного для музыки. Времена меняются, меняется и подход к сознанию. Рейнольдс же сам пишет, что не может этого принять. В "Завтра" он ностальгирует по так и не наступившему будущему с покорением космоса и электронной музыкой.

Скорее всего я просто не целевая аудитория автора, но для меня это было водоворотом ничего не значущих имен, терминов и жанров. Я выросла на канадском альтернативном роке и о британской поп-сцене имею представление, не далеко выходящее за пределы совсем уж культовых The Beatles и The Rolling stones. Параллельно я слушала некоторые знаковые песни, о которых он пишет. Но если разбираться глубже и пытаться восполнить всю ту разницу в бэкграундах моем и Рейнольдса, то я состарюсь над этой книгой.