Больше рецензий

11 января 2012 г. 04:43

1K

5

Максим Максимов – уже второй на моей памяти замечательный писатель, похороненный благодаря равнодушию издателей. Это может прозвучать странно, но у него вышло подряд три книжки – а о нем никто ничего не слышал. Первая – тиражом 4 тыс., вторая – 3, третья - 2 тыс. экземпляров; я прошерстил весь Интернет – ни одной рецензии. А все потому, что издательство не поставило, как теперь говорят, «проект», в план продвижения. Такой информационный вакуум несколько извиняет то обстоятельство, что приходится писать о Максимове с опозданием – но ведь надо же восстановить справедливость. В чем, если не в этом, основная задача и роль критики?

Максимов – писатель редкий и замечательный уже хотя бы потому, что он обладает уникальным «внешним» зрением. Усилия своего видения такие писатели обычно направляют не на внутреннюю душевную жизнь героев, и не на максимально полное описание романного мира, но на выпуклые черты характера, подчас карикатурные – но в случае Максимова парадоксальным образом гротескные и одновременно умилительные. В общем-то более менее понятно, как строятся романы Достоевского, можно понять, как строит свои романы Толстой – но как и благодаря какому редкому умению удаются Гоголю его неповторимые герои – этого понять решительно невозможно (Достоевский, к слову, пытался понять – но не смог, отчего был вынужден разработать собственную систему). У Максимова это, как ни удивительно, получается.

Сюжет: наемник и головорез Исидор Кнехт, спасаясь от своих бывших подельников, возвращается из далекой страны третьего мира домой, и между делом узнает, что у него есть сын. Далее следует погоня, на пути Кнехту попадаются населенные пункты один другого странней и невообразимее: престарелые гангстеры устраивают гладиаторские бои, оружием в которых становятся гигантские черви-людоеды, в придорожном баре поет загадочная певица Миа Рапери, на поверку оказывающаяся сиамскими близнецами женского пола, - а внимает им влюбленный сумасшедший поэт-графоман, посвятивший жизнь сочинению ребусов. В конце погони, когда Кнехт наконец находит своего сына, и случается побоище с преследователями, повествование достигает такого бешенного драйва, что, кажется, восторг читателя даже превосходит в какой-то момент восторг автора, сумевшего разогнаться до столь безумной скорости.

На нашем книжном, прости господи, рынке, никто даже не думает удивляться уже традиционным странностям. В то время как редкие выдающиеся авторы издаются ничтожными тиражами и говорить о них как об участниках литературного процесса не принято, худшие образцы «средней литературы для среднего читателя» заявляют себя в качестве главных литературных достижений. А между тем действительно хорошая литература «для среднего читателя», потенциально интересная многим, но менее скромная в своих притязаниях, до читателей не доходит (не потому ли, что неинтересна в первую очередь критикам?). Максим Максимов, с его романом «Нас не бывает» - прямой конкурент Анны Старобинец и Алессандро Барикко (насколько можно судить о прозе Барикко по переводам). Засим хочется пожелать ему удачи и много-много читателей: обязательно, непременно прочтите эту книгу!

Комментарии


спасибо


Интересная рецензия.
Но, что-то мне не очень понятно, как можно быть конкурентом Старобинец и Барикко одновременно???
Они ж вообще-вообще разные... И судя по описанию, Максимов совсем не конкурент Барикко, совсем...


Сюжет романа Максимова примерно напоминает книгу, которую писала героиня романа Барикко "Сити".


хм. Этот не читали. Надо будет, хотя бы для сравнения)