Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

30 апреля 2020 г. 19:36

2K

5 Спойлер

Интерпретация древнегреческого мифа об Оресте и его сестре Электре в форме пьесы, в которой идет речь, что когда-то царица Клитемнестра вместе со своим любовником Эгисфом убила царя Агамемнона. Когда Эгист занял трон, свою дочь, Электру, царица заставила исполнять роль служанки, а маленького сына, Ореста, приказала убить, дабы когда тот вырастит, не отомстил за отца. Согласно общеизвестной трактовке, Ореста спасла его сестра, отдав на воспитание в другой царство, у Сартра ж речь идет о том, что наемники, нанятые для убийства царевича, пожалели мальчика и оставили его в лесу, где, как гласит молва, его подобрали афинские буржуа и воспитали, как дворянина. В общем, окончание легенды совпадает в обоих - Электра живет мечтой о мести об отце и ждет возвращения брата, который своим мечом покарает ее мать и ее любовника.

По Сартру действие происходит на острове Аргос, который находится под гнетом проклятия - мух. Улицы и небо Аргоса наводнено мясными мухами, а в день, в который прибывает Орест, еще и запланировал ежегодный ритуал - встреча мертвецов. Мухи у местных жителей считаются расплатой за их грехи, которыми люди упиваются и страдают, мухи для них - живое напоминание о мертвецах.

Сартр рассматривает сложившуюся ситуацию не столько с философским, сколько с психологическим уклоном. Его Орест - персонаж, прибывший на Аргос вовсе не питаемый местью, даже достаточно дипломатичный - сначала он искал дома царя вовсе не для кровавой битвы, но хотел предъявить свои права на трон. Встреча с Электрой пробуждает в его душе сначала сочувствие, потом естественное желание защитить страдающую сестру, и это чувство загорается, наконец, так, как того хотела Электра, хотя и не в той форме. Электра ждала своего мстителя, ждала этого часа и когда он произошел, ее радость в миг обратилось в вину, таким образом превратившись в добычу эриний. Раньше ее радость питалась от чувства справедливости, она чувствовала себя чистой, безгрешной, жертвой обстоятельств, но добившись возмездия, поняла, что в моральном плане соучастница преступления, отражение собственной ненавидимой матери. Орест убив Эгисфа, повторил преступление Эгисфа убившего Агамемнона, также превратился в убийцу. На мой взгляд, основная мысль заключенная тут - это то, что справедливость не устанавливается убийством, равно как убийство не оправдывается справедливостью.

Интересен и двузначный образ героя на примере Ореста. С одной стороны, он сын сверженного отца, отплативший предателям и вернувший свой законный трон. Он возвращает жителям острова свободу от их мертвецов, уводя эриний (т.е. полчища мух) за собой. Он дарует физическую свободу своей сестре, но не в его власти подарить ей душевную свободу. А нуждается ли она в ней? Мне кажется, нет, в этой вине она обрела свой новый смысл жизни - если раньше она жила в ожидании будущего, то теперь будет самозабвенно оплакивать прошлое. Она ненавидела отчима и мать, за убийство отца, теперь ненавидит брата за убийство отчима и матери. Казалось бы, ведь она же этого хотела? На самом деле, она хотела не отмщения за отца, она хотела невозможного, его возвращения. Брат представлялся ей похожим на него, его воплощением, который потом легко заменит ей его, но встретив одухотворенного Филеба, ее разочарованию не было предела. Она видит ту, вторую сторону этого героизма - совершенно напрасную жертву ради мести пятнадцатилетней давности, из-за которой убиты не защищающийся противник и старая женщина, умоляющая о пощаде. Виновники давнего преступления, тысячекратно кающиеся, уставшие от такой жизни, возможно, даже отчаявшиеся, так как в лице своей смерти они видят спасение. Есть ли героизм в убийстве двух беззащитных стариков? Тогда ради чего нужна такая справедливость?
Примечательно и присутствие в этой пьесе Зевса, Юпитера, соответственно древнеримской мифологии. Сперва он выступает перед читателем, чуть ли не воплощением рассказчика, так как с его слов, мы можем иметь представление о происходящих событиях и их причинах. Когда эта миссия успешно выполнена, и Орест и Электра берут управление сюжетом в свои руки, Юпитеру отводится весьма метафизическая роль, то он провидение, а то и собственная сущность, воплощенное божество. В споре с Юпитером Орест вступает в некотором роде в диалог с высшим разумом, противиться законам, предначертанным свыше. В лице Ореста мы видим бунтаря, революционера, в лице Юпитера - сама жизнь, ее основополагающие правила. Вызов брошен, но как и удалось ли устоять в этом противостоянии Оресту, преследуемого эриниями, мы узнаем уже из мифов.