Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

9 мая 2020 г. 12:47

710

5

2 книга цикла о Людях Льда

Временной период: 1580-1590-е гг.
Герои: первое поколение: по-прежнему Силье и Тенгель
Второе поколение: Суль (род. 1579; первый ребёнок, спасённый Силье во время чумы, племянница Тенгеля)

Поскольку жить в горах было невозможно, героиня с новой семьёй переселяется обратно в мир людей и пытается там адаптироваться. Здесь мистическая линия идёт уже совсем как фон, обычный для тех времён, и не доминирует. На первом же месте – отношения персонажей.
    И вот это самое крутое. Несмотря на позднее средневековье, домострой и охоту на ведьм, здесь шикарно прописано вообще всё на эту тему.

Особенно интересно подаётся восприятие и поиск мужчинами и женщинами своего места в мире, эта проблема уже затрагивалась в первом томе. Героиня говорит, что есть два типа деятельности: созидающая и сохраняющая. Творцы – художники, создающие предмет, например, как её знакомый живописец – картину. Созданный предмет останется незыблемым, а если с картиной что-то случится, то это будет воспринято как трагедия. Хранители же вынуждены вечно поддерживать порядок вещей, сдерживать энтропию, и это главным образом домашняя работа. Можно навести идеальный порядок, сшить одежду, испечь пирог, но пройдёт совсем немного времени – вырастет новая свалка, одежда окажется порвана, а пирог съеден. И это в порядке вещей, у этого процесса нет начала и конца, это замкнутый круг. Если человека-творца заставить следить за хозяйством – он быстро выгорит, потому что его психика для такой работы не предназначена. К сожалению, обществу плевать на склонности, оно всегда назначает творцами мужчин, а хранителями женщин. А героиня была ярко выраженным творцом, и ей очень повезло, то сначала художник ввёл её в мир искусства, а потом муж оказался достаточно понимающим, чтобы не ломать личность и не хоронить в домашнем хозяйстве такие таланты.
    У них вообще, несмотря на проклятую кровь, хорошая семья – отношения здорового человека, если это можно так назвать. Расписывать не буду, нюансов там много, и интереснее будет о становлении их семьи почитать самостоятельно. Получился на удивление гармоничный союз, построенный на уважении и доверии, такое вообще в литературе редкость, не то что в жанре. Хороший пример, что будет, если люди начнут прислушиваться друг к другу.

И чувства, да. Роман по-прежнему пропитан чувственностью, душной, приятной, непреодолимой, запретной, а поскольку это всё-таки семейная сага и все герои будут взрослеть, то каждый будет проходить через становление сексуальности. И это играет немалую роль в сюжете, не только потому что у ведьм страсть ложится в основу магии, а тормоза при этом слабенькие, но и просто потому что это естественная часть жизни каждого человека. И вот так же естественно, натуралистично и при том без ромфантовской пошлятины Сандему и показывает первые любови, порывы, искушения, сны и неконтролируемые желания. Кто-то им поддаётся больше, кто-то меньше, кто-то готов принять в свою картину мира другого человека, а кто-то прёт напролом, соблазняя и самоутверждаясь.

Цикл получился очень человечный и феминистичный, героини, так же, как и герои, подвержены высоким чувствам и тёмным страстям, тоже имеют право на ошибку и поиск места в жизни, право голоса в поиске этого места, право решать, как будет лучше для них, а не для общества, пусть от общества потом за это и прилетит.
    Всё больше внимания начинает уделяться взрослеющей Суль, в которой проклятая кровь проявилась в полную силу. Но если Тенгель свои способности использовал принципиально для целительства, то Суль ещё в первые годы жизни набралась всякого от старой ведьмы в горной деревне и мало задумывается о вопросах нравственности, религия же её откровенно раздражает – в общем, назревает что-то зловещее.