Femi

Эксперт

Не читайте.

10 мая 2020 г. 20:36

1K

4 Выхода нет.

Как-то всё так грустно.
Что не хочется слишком долго смотреть - становится больно и тесно в осознании, что ты человек. Больно - как с солнцем, если слишком долго им любоваться (каждый стесняется и протестует по-своему). Тесно - как ребёнку в детском саду. И в мире взрослых с их бесконечным количеством ограничений в целом. Вот тебе и "Дети солнца".

Начну с того, что боюсь забыть.
Чепурной Борис Николаевич - ветеринар (собачий доктор).

Хочется мне что-то сделать... эдакое, знаете, геройское... А что? Не могу догадаться... И все кажется мне: идет по реке лед, а на льдине поросенок сидит, такой маленький, рыжий порося, и верещит, верещит! И вот я бросаюсь к нему, проваливаюсь в воду... и - спасаю порося! А оно - никому не нужно! И - такая досада! - приходится мне одному того спасенного поросенка с хреном съесть...

И Вагин Дмитрий Сергеевич (художник).
Последний вечер.
Меня позабавило... Тем грустным смехом, который слёзы глушит.

Елена. Вы знаете, порой мне грезится такое полотно: среди безграничного моря - идет корабль; его жадно обнимают зеленые, гневные волны; а на носу его и у бортов стоят какие-то крепкие, мощные люди... Просто - стоят люди, - всё такие открытые, бодрые лица, - и, гордо улыбаясь, смотрят далеко вперед, готовые спокойно погибнуть по пути к своей цели... Вот и вся картина!

Вагин. Елена Николаевна! На носу корабля будет стоять кто-то один... У него лицо человека, схоронившего на берегу, сзади себя, все свои надежды... но глаза его горят огнем великого упорства... и он едет, чтобы создать новые... одинокий среди одиноких...

Так вот, этот человек - он ведь с морщинкой на лбу Чепурного будет. Той самой, которая об отсутствии страха смерти и прощании с жизнью всем кричала-кричала, да так и не докричалась. Забавно же, разве нет? Вагин, блюститель красоты якобы, боится болезней, жестокости, не видит отчаяние в человеке. Не видит боли. Лишь красоту в боли. Что странно, потому что болезнь и жестокость тоже по-своему красивы, только они жизненно красивы, а Вагин летает где-то далеко. И убегает в момент Икс.
А само лицо - Романа будет. Того самого, которого этот же Вагин, в числе прочих, оставил "вне" корабля. Не вижу или не нашла ещё чеховскую иронию, к сожалению, но вот ирония Горького мне явно по душе. Она как стрела в ахиллесову пяту.

Лиза. Протасова Лиза. Напоминавшая мне Лизу из "Бесов" Достоевского. Якобы "больная". Не увидела я в ней никакой болезни, разве что, слабые нервы, иногда пошаливающие. Но это ведь потому, что никто не слушал и не слышал. Да и разве хочется слышать, когда говорят о том, что рядом с тобой есть люди, те же дети солнца, что и ты, да только вы далеки друг от друга как звезды от нашей планеты? Между вами пропасть, которую не вы сами же выкопали, а вот просто так получилось, что она была, ее считали нормальной. Перестали считать нормальной, да только она ведь никуда не пропала! И что с это пропастью делать? Правильно Елена Прекрасная ответила Лизе.

Лиза. Нет! Взгляни на ту пропасть, которая отделяет тебя от твоей кухарки...

Елена. Разве она исчезнет оттого, что я встану на край ее и буду плакать, дрожа от страха?

Верно. Не исчезнет.

И по поводу Лизы ещё. Боль и жестокость в мире она увидела. А вызванную собственной жестокостью боль в Чепурном ей не дал увидеть красный галстук. Мне, кстати, кажется, что на нём он в Могилёвскую губернию и отправился. "Правильно завязал", как в своем последнем анекдоте. И вот насколько же глухим и слепым нужно быть, чтобы не понять этого? Да как так-то?

Лиза. А разве можно жить спокойно, когда люди не понимают твоей души? Я не могу так жить... я боюсь тех, кто меня не понимает! Вот чем я больна...

Они тебя тоже боятся. Просто ты не увидела.

Протасов... Дитя в теле взрослого мужчины. В брюках Прозорова (Чехов, "Три сестры") и пиджаке Серебрякова ("Дядя Ваня", всё тот же Чехов). Верит в утопию, в то, что тайну жизни можно разгадать, что где-то там, в его колбочках воняющих, дожидается его Истина. Именно ему принадлежат слова, что все люди - дети солнца. Да только на деле он же не отпускает жену к болеющей Авдотье, жене слесаря Егора. Он же не видит мучений жены, причиной которым - он сам. Этот же "ученый" совершенно ничего не смыслит в практической стороне жизни, его увлекает лишь мир идей, о нем он может говорить красиво и долго, увлеченно. Человеческие чувства ему непонятны, чужды, он в них как те галоши на его ногах в конце пьесы. Не понятно, как он в них вообще оказался и зачем, собственно, они ему нужны.
Во время апогея пьесы - падает в обморок. Когда те, о ком он говорит "водоросли и раковины" присосались ко дну его корабля.

Фима - Мелания в будущем, если повезет. О Мелании, дважды пытавшейся покончить с собой, затем нашедшей себе кумира, и говорить как-то не хочется. Забавно, что в эту тройку - Протасов, Лиза и Елена - влюблены все вокруг. Меланья в Протасове увидела кумира. Вагин - в Елене. Чепурной - в Лизе. А по итогу ни один из них не может спасти, не может ответить взаимностью. Из-за чего один анекдотично уходит, двое других продолжают ходить в дом.

Егор... Мне грустно, что Протасов к нему так и не дошёл, как обещал. Но даже если и дошел бы - не понял бы он его. И жаль, что больше там и некому.

Антоновна, нянька. Тоже Чеховым отдаёт, крепостные, которые теперь свободны, но понятия не имеют, что делать с этой свободой.

Елена Прекрасная - интересный персонаж, никого не напоминала. Единственная, у кого я не увидела расхождений между мыслями и поступками (не считая Чепурного, у которого бедлам что там, что там). Она и выстрелить готова, когда считает это необходимым и неизбежным. И пропасть видит, но понимает, что смысла плакать над этой пропастью нет. Их бы с Лизой объединить немного, может, нашли бы выход, а так... Выходит, что его и нет.

Горький хорош. Буду знакомиться ещё. Верно помнила, что в его пьесах люди разговаривают именно друг с другом, а не монологом в никуда. Даже когда монолог - на него есть реакция, он не улетает. И не ноют там все, а делятся размышлениями или чувствами. Это приятно.

Один... среди пустыни... В знойном море красного песка...

Комментарии

А вот и дети солнца)
Надик, не читала ведь Платонова - Потомки солнца?
Один из немногих и странных его рассказов на фантастическую тему. Интересно, когда написаны эти рассказы...

идет по реке лед, а на льдине поросенок сидит, такой маленький, рыжий порося, и верещит, верещит!

Хм... мне в последнее время почти до бреда пугает меня образ собаки на льду, тонущей. Я не умею плавать, как ты знаешь, но видеть как тонет она, я тоже не могу, и... бросаюсь в лёд и холод реки.
Душные мысли...

Елена Николаевна! На носу корабля будет стоять кто-то один... У него лицо человека, схоронившего на берегу, сзади себя, все свои надежды... но глаза его горят огнем великого упорства... и он едет, чтобы создать новые... одинокий среди одиноких...

Грустный смех, что слёзы глушит...
Тоже до боли знаком этот образ. Н-да...
А на корабле.. счастливый визг множества свиней)
Прости, нервный смешок...

Забавно же, разве нет? Вагин, блюститель красоты якобы, боится болезней, жестокости, не видит отчаяние в человеке. Не видит боли. Лишь красоту в боли. Что странно, потому что болезнь и жестокость тоже по-своему красивы, только они жизненно красивы, а Вагин летает где-то далеко. И убегает в момент Икс.

Да, и болезнь и жестокость бывают красивы...
Как там у По? - поэзия чудовищного?
Хм.. знаком такой тип людей: стирильную красоту любят, стирильные чувства.. а жизни боятся, с его необузданной и неотёсанной красотой, порой причиняющей боль и жестокость.

Она как стрела в ахиллесову пяту.

Ох, Надик! Знала бы ты какой образ у меня сложился в голове"
Эту несчастную пятку... расстреливали в упор, стрелой, натягивая лук!!)

Верит в утопию, в то, что тайну жизни можно разгадать, что где-то там, в его колбочках воняющих, дожидается его Истина. Именно ему принадлежат слова, что все люди - дети солнца

Про воняющие колбочки метко и грустно...
Да, истины он не добудет, да и глупо это. Но что-то в таких устремлениях есть. А часто они похожи... на тот самый танце русалочки в конце, из фильма.

Он же не видит мучений жены, причиной которым - он сам. Этот же "ученый" совершенно ничего не смыслит в практической стороне жизни, его увлекает лишь мир идей,

А так часто и бывает. "учёные", блин. Да и часто им не важен даже этот мир идей. Они в него от себя бегут.

Елена Прекрасная - интересный персонаж, никого не напоминала.

Чудесно звучит!) Прям твоя фраза))

Спасибо за рецензию, Надик)
Радуешь ты в последнее время ими.

+1 11.05.20
А вот и дети солнца)

В смысле?)

Надик, не читала ведь Платонова - Потомки солнца?

Нет, но я возьму на заметку.
Нашла, что в 1922 году написал Платонов. В 1905 эта пьеса написана. Если информация верная.

Хм... мне в последнее время почти до бреда пугает меня образ собаки на льду, тонущей.

Тебе это снится? Или просто мысли такие в голову часто приходят?

А на корабле.. счастливый визг множества свиней)

Которых никто не может спасти?)

Эту несчастную пятку... расстреливали в упор, стрелой, натягивая лук!!)

Примерно такой же настигал, когда это печатала, но я отогнала.))

Про воняющие колбочки метко и грустно...

Это не я, не мое. Это Горький акцентировал внимание на этом.

А часто они похожи... на тот самый танце русалочки в конце, из фильма.

Оооой... Ты как так-то? Что ты в них увидел общего?
На мой взгляд, вообще ничего. В одних - бегство от себя, у Русалочки же - полностью в чувства, в себя, в то чтобы прожить этот момент, несмотря на боль, которую он причиняет.

Да и часто им не важен даже этот мир идей. Они в него от себя бегут.

Собственно, ты сам об этом и написал. Что общего с Русалочкой увидел? Любопытно.)
Кстати... Ученый безобидный максимально, выглядит таким, по крайней мере. И все вокруг его считают светлым и неиспорченным человеком. А он просто галоша полная в эмоциях и чувствах. Действительно, не думает ни о ком ничего дурного и не видит в людях дурного, но и хорошего он не видит, потому что не смотрит он на людей.

Чудесно звучит!) Прям твоя фраза))

Какая-то она... Обрубленная вся.))

Спасибо за время, Сашик. (Помню я про пространство). :)
Не собиралась писать, но боялась забыть один момент, из-за чего и нашкрябала.

+1 11.05.20
В смысле?)

Да ты в моей рецензии на "Кукушку" упомянула детей солнца)

Нет, но я возьму на заметку.
Нашла, что в 1922 году написал Платонов. В 1905 эта пьеса написана. Если информация верная.

Только сегодня его перечитал.
Ранний его рассказ. Есть хорошие места.. но когда читал, не мог поймать катарсиса. Думал, чем он мне запал в душу когда-то? Дочитал до конца - с ловно стрела от тетивы отделилась и попала, и пронзила.
Если вжиться в ГГ, то это ужасно, Надя. Из этого вообще можно сделать чудную пьесу или роман.
Ох...

Тебе это снится? Или просто мысли такие в голову часто приходят?

Снилось вроде один раз. Потом уже как наваждение наплывало.

Это не я, не мое. Это Горький акцентировал внимание на этом.

А вот я чувствовал!!! Не твой это словарик.

Оооой... Ты как так-то? Что ты в них увидел общего?
На мой взгляд, вообще ничего. В одних - бегство от себя, у Русалочки же - полностью в чувства, в себя, в то чтобы прожить этот момент, несмотря на боль, которую он причиняет.

Да я как написал сразу внутренний цензор мягко говоря косо на меня посмотрел.
Эт я опять уплыл в сторону и в голове своей изваял какого-то странного и трагичного учёного.
Наверно образ этот роился в голове и прочитав твою рецензию, высветился. Это у меня бывает))
А так ты права. Это совершенно разные чувства. Совсем.
Кстати, не читала маленькую трагедию Пушкина - Русалка?
Страниц 6 вроде. ( Набоков потом дописал её).
Там одно место есть... поразившее меня. Там зримо в словах этот танец её эхом отозвался.
Нет, не танец.. а что-то такое. оступающееся в словах и... да, танец.

)

+1 11.05.20
Да ты в моей рецензии на "Кукушку" упомянула детей солнца)

Ты просто так написал, словно я упомянула, что буду о них что-то "говорить". Но ведь нет.)

Если вжиться в ГГ, то это ужасно, Надя. Из этого вообще можно сделать чудную пьесу или роман.
Ох...

У меня с Платоновым сложно, Саш. И аккуратно мы с ним. Но я учла.)

Потом уже как наваждение наплывало.

Мм. Хм-хм.
Присмотрись: вдруг собаку ты просто придумал?
И... С чего ты вообще должен её спасать? Она умеет плавать, спасется.)

А вот я чувствовал!!! Не твой это словарик.

Про воняющие? С чего взял, что не мой?)
Пьеса, кстати, воняющая очень. В плане, во время её просмотра прям необходимы эти запахи неприятные.

Там зримо в словах этот танец её эхом отозвался.
Нет, не танец.. а что-то такое. оступающееся в словах и... да, танец.

Так. Оставь в покое мою (!) Русалочку. Свою трактовку танца куда хочешь запихивай. Поделилась, блин.
Я учту, но Пушкина не люблю. Давно.

+1 11.05.20
Присмотрись: вдруг собаку ты просто придумал?
И... С чего ты вообще должен её спасать? Она умеет плавать, спасется.)

Нет, собаку не придумал... даже масть её вижу и ушки.
Похожа на Бима, только мастью темнее.
Точно! Собаки ведь плавать умеют!!
Хотя, нет.. это измождённая и продрогшая собака. Её нужно спасти..

Про воняющие? С чего взял, что не мой?)

Да слово это ты могла написать, но повернуть его иначе.
Есенин тоже мог любое слово написать. Но у него было чувство и вкус, и он не перебарщивал с этим.

Так. Оставь в покое мою (!) Русалочку.

Прости меня, Надик, и ты.. вы, Русалочка, простите меня.
Серьёзно, Надюш, такими образами нельзя играть. А я уже второй раз за последнее время...
Подозрительно...

+1 12.05.20
Хотя, нет.. это измождённая и продрогшая собака. Её нужно спасти..

А ты уверен, что она хочет быть спасенной?)

Да слово это ты могла написать, но повернуть его иначе.

То бишь, на твой эстетический, тут переборщила?)
Меня всё устраивает.)

Серьёзно, Надюш, такими образами нельзя играть.

Надеюсь, прекратится.

+1 14.05.20
А ты уверен, что она хочет быть спасенной?)

Надик, насильно догнать и причинить добро - не по моей части)
Кроме того я верю в самоубийство животных ( у Платонова, кстати, у первого описан этот экзистенциальный факт).
Это тоже нужно уважать.
А вообще, я не раз спасал животных и видел их взгляд: Надя, его нельзя спутать и понять иначе.

То бишь, на твой эстетический, тут переборщила?)Меня всё устраивает.)

Ну... ты могла такое написать, да. Как впрочем и я ( ох). Но у тебя было бы это в тему и рядом ты не нахламила бы нечто подобного.
Да и есть разница: читать об этом и писать.
Я вот тоже читаю что-нибудь, и мне вроде бы нравится, что-то едкое и т.д. Но сам бы я это не написал, иначе бы написал.

Надеюсь, прекратится.

Всё, Надик, про Русалочку больше ни слова. Silentium!
Палец на губах: ТС!

0 14.05.20
А вообще, я не раз спасал животных и видел их взгляд: Надя, его нельзя спутать и понять иначе.

Ну, тогда смотри и страдай. Либо таки уважай выбор собаки.

Надик, насильно догнать и причинить добро - не по моей части)

Да и это таки спорно.

Но у тебя было бы это в тему и рядом ты не нахламила бы нечто подобного.

В смысле? Воняющие колбочки - это "нахламила"? Представляю их такими благодаря автору, такими бы и сама назвала, возможно, но Горький сделал это раньше, в чем нельзя было не признаться.

Всё, Надик, про Русалочку больше ни слова.

Вообще или только при мне? Ибо если "вообще" - ты уже нарушил.)

Палец на губах: ТС!

Ага.)

+1 15.05.20
Ну, тогда смотри и страдай. Либо таки уважай выбор собаки.

Во, из-за собаки на льдине мы с тобой ещё не спорили)

В смысле? Воняющие колбочки - это "нахламила"?

Я о другом. Ты могла вполне написать так, но рядом с этим образом ты бы дала вздохнуть строке и не захламляла её ещё образом в этом стиле.
Нет, это возможно, но ставки повышаются и риск "задушить строку", перегрузить.
А поскольку со вкусом у тебя всё хорошо, то я и не парюсь ( да и не люблю этого)

Вообще или только при мне? Ибо если "вообще" - ты уже нарушил.)

Постой, где?
А... вспомнил, вроде вчера про неё написал.. но там не про танец)
Всё, теперь меня мысленно клинить будет: скажу где-то про неё, подумаю, и мысленно обернусь на тебя... ох!

Ага.)

Кстати, чудесный палиндром)
Ага..но более нежное, растущее, как эхо: так стрела возвращается от натянутого лука назад, в руку, с капелькой крови на конце)

0 15.05.20

Сначала пару фраз, которые порадовали.))
Мне понравилось, я прям отвлекся.

Антоновна (ворчливо). Задохнешься ты когда-нибудь... Вон, говорят, холера идет. Генеральский сын тоже... а занимается неизвестно чем, только одни неприятные запахи пускаешь...
Протасов. Подожди, старуха... я тоже буду генералом...

Антоновна. Смотри - прозеваешь жену-то...

Протасов. Старуха, не говори глупостей! Я рассержусь.


А знаете, Елизавета Федоровна, - все ж таки идите за меня замуж; то-то мы с вами настонали бы на земле!

Мелания. Милый! Целовала я книжки... Взгляну в нее, а там такие слова, никто, кроме тебя, и понять их не может... И целую...

Протасов (смущен). Вот отчего пятна на переплетах...


Вагин. Вы испугались каламбура? Уж не думаете ли вы, что Борис Николаевич - умрет? Разве только застрелится...

Лиза (укоризненно и тревожно). Зачем вы говорите так?

Вагин. Спешу успокоить вас: не знаю случая, чтобы ветеринар застрелился...



Мм. Пьеса мне понравилась. Какие-то эпизоды я даже перечитывал.)
Не хватило, правда, мысли художника. Но смех есть.

Елена Прекрасная - интересный персонаж, никого не напоминала. Единственная, у кого я не увидела расхождений между мыслями и поступками (не считая Чепурного, у которого бедлам что там, что там). Она и выстрелить готова, когда считает это необходимым и неизбежным. И пропасть видит, но понимает, что смысла плакать над этой пропастью нет. Их бы с Лизой объединить немного, может, нашли бы выход, а так... Выходит, что его и нет.

А Елена цепляет. Ты правильно сказала - она и выстрелит, она и милое слово скажет, она же и разрубит. Она же улыбнется. Такая разная. И нет в ней вот этого... внешнего страдания. Всё внутри, в меру. Если и рисовать кого на корме, так её.

+1 11.05.20
Мне понравилось, я прям отвлекся.

Это порадовало очень.)
Она тебя немного от Ключей отвлекла хоть.

Но смех есть.

Это вот в тех цитатах, что ты кинул?
Ох... Они все злые ведь.

Если и рисовать кого на корме, так её.

Художник её хотел ведь в солнце нарисовать. Её лицо.)

+1 27.05.20
Она тебя немного от Ключей отвлекла хоть.

И не говори.)


Это вот в тех цитатах, что ты кинул?
Ох... Они все злые ведь.

Да.
Давно заметил, что от злого юмора мне как-то смешнее становится))

Художник её хотел ведь в солнце нарисовать. Её лицо.)

А еще морщинку со лба)
За этим, кстати, было любопытно наблюдать. Получается, как и творцы фраз - художники всегда в поиске чего-то странного и душевного.
О художниках я мало что читал.

+1 30.05.20
Давно заметил, что от злого юмора мне как-то смешнее становится))

Это к теме школьной, сдается мне. Не радует. :(

А еще морщинку со лба)

Нет! Она Чепурного будет!)
А лицо - Егора.

О художниках я мало что читал.

Захотелось окунуться в тему?
Читала как-то очень давно только Голсуорси. Не советую.

+1 31.05.20
Это к теме школьной, сдается мне. Не радует. :(

Скорее.. к тому, что я злой.

Захотелось окунуться в тему?
Читала как-то очень давно только Голсуорси. Не советую.

Нет. Не захотелось. Эпизодически такие желания появляются, но они слишком редки. Художники с холстом, в целом, не цепляют.

0 03.06.20
Скорее.. к тому, что я злой.

Не злой, а другое слово. И школьная тема - про причины.
Закрыли тут эту тему.

0 03.06.20