Больше рецензий

19 мая 2020 г. 15:14

524

4 Первый среди равных

Веласкес - один из любимейших художников, книга о его жизни и особенностях стиля давно ждала прочтения.

С 1978 года (издания). Я, конечно, была готова к базису-надстройке-диалектике, но первая глава, кратко описывающая Испанию 17 века, всё-таки изрядно потопталась по мозгам. Реакция сопротивления, сопротивление реакции, прогрессивные сдвиги, продвинутые массы, разложившийся аппарат, клика казнокрадов, паразитические слои, демократические силы искусства, религиозное мракобесие, хищная и грязная аристократия, чистый простой народ, народность, свободность, братовность. Всего две цитаты из Маркса и одна из Ленина - это о плюсах. Но вообще подцензурный бубнёж про "объективные (социалистически окрашенные) выводы, до которых не доходил сам художник" подбешивал).

Несмотря на густой слой искусствоведческого разбора и анализа произведений Веласкеса, красной нитью (чёрт, я начала изъясняться, как парторг) ведётся мысль, любой ценой доказать демократичность и материалистичность художника. Чтоб никто не подумал, что он идеалистом был, в бога верил (ну, может, слегка сочувствовал).

...модная теперь в буржуазной литературе "иконология", слишком часто раскрывающая "тайный смысл" великих произведений искусства в идеалистическом, религиозном или реакционно политическом планах.


Наши работники искусства ни-ни, такого не допускают. Веласкес - реалист и демократ, обличающий сверху, переживающий снизу, сам - придворный флегматик, на стороне народа, от властей ему только зарплата и краски были нужны. Всей своей продвинутости не осознавал, так на то есть прогрессивные потомки - объективно домыслили.

Ох, уж это домысливание... Знамеровская размышляла даже над утраченными картинами, живо обрисовывая, что там могло быть нарисовано)) "Так воображение дополняет черты..., и становится трудно отрешится от создавшегося впечатления". А уж, как она описывает характеры людей с портретов! Вах! У нас в школе на уроках МХК было такое задание (оно полезное очень для развития мышления)) - рассказать биографию человека с выбранной картины. Сочиняли, конечно, взахлёб. Такое чувство, что искусствоведы этим занимаются на проф.основе. Как досталось бедному Оливаресу! Прям жалко дядьку. Я понимаю, что про него в учебниках истории еще хлеще пишут и, наверняка, первый (после, или даже вместо, короля) человек в стране лапушкой не был. Но дайте шанс зрителю увидеть в портрете иное! В книге качественные иллюстрации, я всё равно много гуглила и рассматривала картины со всех сторон, ну вот не вижу я в первом портрете Оливареса такого сурового компота, который Знамеровская наварила.

картинка Kolombinka

Лицо модели здесь исключительно некрасиво, даже курьёзно безобразно по своему строению. Нос приобрел неповторимую индивидуальную форму. В чертах и в выражении лица читаются хищная властность, энергия, активность. Во взгляде много живости, очертания тяжелого подбородка говорят о волевых качествах натуры. Но вместе с тем в этом "кошачьем" лице ярко выступают присущие всесильному министру ограниченность, самодовольство, хитрость, коварство, склонность к интригам. На всем облике в целом лежит печать вульгарности.


Согласитесь, в этом описании больше "линии партии", чем реального взгляда на портрет. Слишком сильно влияет на воображение подпись под картиной. Все друзья Веласкеса описаны как люди с умными глазами и героическими чертами, его автопортреты удивляют благородством линий и вдумчивым лбом (гораздо сильнее они удивили бы печатью подлости в уголках губ), короли у него вечно вялые или испорченные, шуты и бродяги - сплошь мудрецы и интеллектуалы.

Зачем так обеднять гениальную кисть Веласкеса? Он ведь действительно талантливейший художник, который во многом опередил своё время. Им восхищались и восхищаются. Клод Моне считал его первым импрессионистом. Кстати, в книге очень интересно объясняется, почему Веласкес - не импрессионист ;) Что не мешает ему оставаться первым, кто вышел на пленэр для рисования пейзажа (потом этот шаг повторили только в 19в). И еще он первым начал рисовать свет. В том смысле, как его начали понимать импрессионисты. Но не исчерпывал свою технику этим явлением. Рисовал по-старому, по-новому, по-своему. И в соответствии с моделью! Пожалуй, это самая важная характеристика большого художника - его картины сложно датировать, потому что у него не было "модных" "любимых" техник - он менял стиль рисования в зависимости от задачи, которую перед собой ставил.

Что касается технического описания картин, как у не-художника, претензий никаких нет) Всё было очень занятно, местами даже понятно, кое-что пришлось смотреть в словаре спец.терминов. И картины некоторые описаны, но не показаны. Во времена гугла это не проблема, а для 1978 года недочёт, мне кажется. Тем более, если объективность описания всё-таки сомнительна. Надо сказать, что это не личное мнение Знамеровской, она ссылается на работы из "своего лагеря", попутно намекая, что есть и другое мнение, но оно так себе)).

Мне, например, интересно было бы узнать весь спектр мнений о портрете шута (по прозвищу Хуан Австрийский).
картинка Kolombinka
Эту картину называют символом крушения Испании. Боль по поводу издёвки над Доном Хуаном Австрийским мне вряд ли удастся понять, но я не очень вижу и саму издёвку. Не понимаю, что "жалкого и крайне неполноценного" в фигуре шута. Поза слегка согнута, карнавально одет, вокруг обломки, улыбка вымученная - плохо, конечно, старому шуту. Но, если честно, Оливаресу на первом портрете не намного лучше. Они оба очень устали от жизни и людей. Но что там крайне неполноценного? Вряд ли бы как-то выделила именно эту картину среди галереи шутов Веласкеса.

Не буду оригинальной, лучшей картиной Веласкеса считаю портрет папы Иннокентия Х. Вот уж характер схвачен так схвачен. И техника живописи уникальна (что для 17 века, что вообще).
картинка Kolombinka

Но интерес к художнику проснулся с еще более банальных полотен - с инфант. И, как вершина "инфантильности", - Менины. Картина, которая снова выталкивает Веласкеса в передовики живописного труда, ибо в ней уже есть элементы сюрреализма и психоанализа ;) Групповой портрет королей и народа, несколько сценок на одном полотне, отражение в зеркале и автопортрет наблюдателя, который наблюдает. Эта картина долго может будоражить воображение в стиле Эшера.

картинка Kolombinka

Комментарии


Менины, конечно, шедевр. Набокову бы понравилось такое соглядатайство выхваченное как солнечный зайчик случайного эпизода жизни.

Про то что Моне считал Веласкеса первым импрессионистом, не знал. Спасибо, интересно.

У нас в школе на уроках МХК было такое задание (оно полезное очень для развития мышления)) - рассказать биографию человека с выбранной картины. Сочиняли, конечно, взахлёб.

А занятие то и правда интересное)
Знаете кто им любил заниматься?
Платонов и Гроссман. Порой встретятся в московским дворике, и с ними ещё кто-то, и начнут сочинять о мимо идущих людях их биографии, их жизнь...
Страннее всего выходило у Платонова.
Почти импрессионизм биографии своего рода, да такой странный и дивный, что если бы сам прохожий это услышал то украдкой подошёл бы и заслушался))

Спасибо за прелестную рецензию, Виктория!


А я ведь Гроссмана еще не читала... вообще. Только спектакль Додина смотрела.