Больше рецензий

Knabino4ka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июля 2020 г. 03:16

324

4.5 Неслучайные случайности

Ранее я уже была знакома с творчеством Джонатана Коу, начались наши отношения с бесподобной «Невероятная частная жизнь Максвелла Сима» Джонатан Коу , продолжились невнятным «Номер 11» Джонатан Коу , поэтому надо было что-то решать, здесь либо продолжать, либо рубить на корню. Решила я дать шанс самому первому роману писателя, чтобы понять с чего он начинал, какие темы его волновали.

Мария, главная героиня романа, — абсолютно непримечательная 18-летняя девушка, наверное многие бы даже решили, что ее никчемной жизни уделено чересчур много внимания. В самом начале романа мы находим ее в кабинете директрисы миссис Ледбеттер, которая с гордостью объявляет, что Марию приняли в Оксфорд. Это и становится отправной точкой, которая предопределит дальнейшее развитие героини и сюжет вместе с ней.

За пятьдесят четыре года существования школы ты первой из наших учениц удостоилась места в Оксфорде.


Позже Коу знакомит нас с Ронни, страдающим от угревой сыпи, он сыграет важную роль в жизни Марии, но это будет значительно позже. В какой-то момент я даже решила, что именно Ронни станет некой константой в жизни Марии, путеводной звездой, маяком, который всегда будет находить ее во мраке. Но это не женский роман с радугой и единорогами, поэтому ждите одно большое «но»… Только об этом спустя некоторое время.

Здесь наверно следует упомянуть, что Мария выросла в любящей семье и в хорошем доме, но с рождения страдала эмоциональной инвалидностью, не испытывая никаких эмоций. Наверно лучшей иллюстрацией для более четкого понимания персонажа Марии станет Дарья Моргендорффер [миллениалы пустили слезу], они одинаково циничны, топят за правду, асоциальны, умны, но с эмоциональным рядом как у улитки. Именно по этой причине она не испытала радости и гордости в кабинете миссис Ледбеттер, не ощутила счастья на семейном застолье, а также не почувствовала абсолютно ничего, когда переехала через год в Оксфорд.

Мария всегда плохо умела выражать радость, хотя и испытывала ее на свой лад. Что до энтузиазма, то это чувство не посещало ее с тех пор, как ей исполнилось семь.


Немного про структуру романа. Он состоит из 10 глав, в котором каждая описывает определенную веху в судьбе Марии, когда волею случая все переворачивается с ног на голову [Оксфорд, Карточный дом, Найджел, Стивен, Ронни и другие]. Я думаю, что каждый из нас может похвастаться каким-то выбором, поступком [и не одним], который повлиял на дальнейшую жизнь, и не обязательно в нужный момент банально сказать «согласна», как это сделала я. Например, Мария просто заказала злосчастный окорок, именно этот выбор превратил ее и так безрадостную жизнь в максимально токсичную, зависимую и трагичную… Окорок? Нет и еще раз нет!

Коу не только поднимает вопросы случая на примере конкретной, но любой, женщины, но и делает это настолько тонко, саркастично, по-дружески, но все же отрешенно, что просто невозможно не рукоплескать. И действительно слог писателя так прекрасен, что благодаря ему ощущаешь полное погружение в историю Марии, словно это все тебе рассказывает ваш общий близкий друг за бокальчиком Cabernet Blanc. Роман хочется либо цитировать страницами, либо усадить всех дорогих сердцу людей перед собой и зачитывать огромными кусками, желая поделиться сводящими от смеха зубы моментами [взять хотя бы истории Шарлотты и безуспешные попытки Марии ужиться с соседками, встречающимися на ее пути].

Но, как и в любой жизни среднестатистического человека, за взлетом, не пережитой Марией радостью, наступала черная полоса, обнажающая жизнь той, которой судьба не оставила выбора. Кто-то увидит в романе нотки феминизма и посчитает его, а не одиночество или случай, основной темой.

Вот почему сомневаюсь, что ты когда-нибудь станешь счастливой. И когда-нибудь выйдешь замуж.
— Не вижу логики, — сказала Мария. — Какая связь между любовью, счастьем и замужеством?
— Цинизм тебе не идет, Мария. Не надо.
— Цинична ты, не я. Когда столько браков заканчиваются полным безобразием и горем, разве не цинично предполагать, что они были основаны на любви. Тогда следует признать, что любовь бессильна удержать людей от развода. Уж лучше согласиться, что никакой любви никогда и не было, а брак — все равно что деловой контракт: не выгорел, вот его и расторгли.


А ведь действительно, в какой-то момент ты понимаешь, что являешься свидетелем того, как у бунтарки ломается голос, она под гнетом системы, продвигающей тему счастливой жизни в браке, примеряет на себя образ жены и домохозяйки, возможно, опасаясь общественного осуждения [в 80е-то годы 20 века]. Неприкаянность — вот что я бы определила основной темой повествования, не что иное, как неприкаянность. Коу, на мой взгляд, без приемов сплетения диаметрально противоположных тем, приправленных свойственными его перу сарказмом и манерой изъясняться, был бы не Коу. Ну и конечно не может не импонировать сама тема неслучайных случайностей, которые выстроились в такой запутанный ряд, что аж голову кружит от поворотов.

Мария, Мария, Мария… Что-то мне подсказывает, что главная героиня не найдет отклика в сердцах у большинства читателей. Кто-то сочтет ее поверхностной, возможно, социопаткой, обвинит ее во всем произошедшем, но я не кто-то. Мне приятно осознавать, что Коу обратил свое внимание на серую мышку, дал возможность проанализировать ее жизнь, сопоставить со своей и извлечь уроки, которые могут помочь обычному читателю, а в частности, мне.

Она гуляла в центре города, толкалась среди покупателей, глазела на дома, сидела в кафе, пыталась ощутить себя частью толпы. Не получилось. Она слышала шум, различала слова, видела лица, но на расстоянии, и на существенном расстоянии. Одна. В одиночку она вышла из кафе и направилась к мосту Магдалины. Свет играл на воде, простреливая ее сочными зелеными бликами, искрился в волосах Марии, когда она медленно повернула обратно. Она брела, сознавая, как красиво вокруг, радуясь теплу и тому, что день клонится к вечеру. Легкий трепет радости, не более, едва заметный и вряд ли достоверный, ибо лишь она одна его переживала, — как всегда, одна.


Но со всеми восторженными охами и ахами у меня есть вопросы к нераскрытым линиям: где все-таки был Бобби в ту ночь? Что случилось с Эдвардом дальше и почему Мария в конце прошла мимо? Это очередной авторский прием дать читателю самому пораскинуть мозгами?


Умный читатель, если уж на то пошло, должен сам сообразить.


Ладно, мистер Коу, ладно

Прочитано в рамках Долгой Прогулки.
Команда Красивая Картошка.