Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июля 2020 г. 19:39

517

4 Реальная история знаменитого героя

«Да, это жизнь моя, моё предназначенье – Суфлировать... и получать... забвенье!»
«О нет, ты будешь жить! Я верю в это твёрдо».

Живёт в Париже Сирано – поэт известный и бесстрашный,
Сатирик острый на слова,
И если кто уж нос его затронет - того постигнет гнев опасный,
Дуэль и едкая молва!
Ему нет равных ни на поле брани, ни на поле поэтических состязаний. Лишь одно смущает Сирано: он считает свой огромный нос несносным уродством. Одного слова «нос» достаточно, чтобы он вызвал собеседника на дуэль. Из-за своего «физического недостатка» он боится открыть свою любовь к кузине Роксане. Однажды Роксана, с которой они с Бержераком дружат с детства, признаётся, что её сердце покорил красавчик Кристиан, который как раз поступает в полк гасконцев, где служит и Сирано. Одно пугает Роксану: вдруг за чудесным лицом Кристиана скрывается очередной неотёсанный дуралей.

Весёлая и одновременно драматичная история о человеке, в своё время приковывавшем к себе немало внимания и также немало повеселившего парижскую публику. Да-да, в основе пьесы – реальная личность Эркюля Савиньена Сирано де Бержерака — французского драматурга, философа, поэта и писателя, гвардейца и одного из предшественников научной фантастики. Правда, к моменту выхода знаменитой пьесы Эдмона Ростана о нём напрочь успели позабыть, а это – спустя всего лишь 40 лет после смерти Сирано.

Всё тот же огромный нос, едкая сатира и весёлый характер, военная служба, осада двух городов, ранение под Аррасом в 1640 году и смерть спустя 15 лет от последствий этой раны. Эдмон Ростан тщательно исследовал биографию своего прототипа перед тем, как сесть за пьесу. А ещё есть увлечение исследованиями Луны – самые знаменитые научно-фантастические произведения Сирано: «Иной свет, или государства и империи Луны» и «Иной свет, или государства и империи Солнца», – где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов.

Пьеса несколько раз меняет свою тональность. От озорно-балагурного – к трагико-лирическому – и, наконец, драматическому в своём финале. Так что читатель/слушатель/зритель (думаю, нет театра, где бы ни ставилась эта пьеса, о фильмах я уже и не говорю) может испытать целую гамму чувств. Будто на каруселях, познакомившись с этой поистине легендарной и неординарной личность, каковой был Сирано де Бержерак. Авторский слог у пьесы хорош и незатейлив, так что испытываешь удивительные ощущения, когда с головой окунаешься в ход мыслей и чувств героев и уже не следишь за рифмой. Хотя она по-прежнему тут – на месте.

Эдмон Ростан вновь вернул истории своего героя, а вместе с ним – и человека, обессмертив его своей знаменитой пьесой. Очень жаль, только, что читая пьесу, мало кто задумывается, что за ней стоит реальная личность, воспринимая «Сирано де Бержерака» то как глупую, но весьма неплохую выдумку Эдмона Ростана, то – в лучшем случае – рассуждения о времени. Поэтому и уделил этому основное внимание в своей рецензии.

Прочитано в рамках Открытой книги, 89 тур.