Больше рецензий

21 июля 2020 г. 07:21

4K

4 Сердца трёх, или Отсроченная расплата за прежнее счастье

«Какая мерзость – жизнь! Если когда-нибудь и выпадет тебе на долю немного счастья, то насладиться им - грешно, и после за него расплачиваешься дорогой ценой».

В романе прослеживаются пути трёх раненых сердец (матери и двух её взрослых сыновей - Пьера и Жана) через отчаяние из-за открывшейся изнанки семейной жизни - к общему компромиссу, позволяющему продолжать более-менее комфортное существование. Хотя оставаться прежними они уже вряд ли смогут.

«Как убога, как обманчива жизнь!.. Ничто в ней не вечно...»

Неожиданное наследство, полученное младшим сыном Жаном от умершего друга матери и отца, разделило спокойную и тихую жизнь, казалось бы, дружной и благополучной семьи на "до" и "после". В доме поселилось беспокойство, затронувшее в результате всех, кроме простоватого отца семейства, который так и остался в полнейшем счастливом неведении о происходящем у него под носом. К душевным волнениям трёх близких людей постепенно добавлялись обида, ревность, страх, раздражение, гнев, ненависть и другие негативные эмоции, скрывать которые становилось всё сложнее.

«Человек не всегда властен над собою, нередко им овладевают страсти внезапные и неодолимые, и он тщетно борется с ними».

Жан был настолько огорошен свалившейся на него радостью, что даже и не задумывался о побудительных мотивах дарителя, оставившего всё своё немалое состояние именно ему и обделившего его брата. Наследнику и в голову не приходило поделиться наследством с Пьером для восстановления справедливости. Более того, он осуждал старшего брата за естественную в такой загадочной ситуации зависть. В душе Жана скрывался эгоизм под личиной нравственности.

«В течение двух дней чужая, злокозненная рука, рука умершего, разорвала, уничтожила все узы, связывавшие этих четырёх людей. Всё кончено, всё разрушено».

Склонный к рефлексии и самоанализу старший сын Пьер осознал своё попадание в капкан зависти в её чистейшем виде и решил бороться с этим довольно низким чувством. А заодно он захотел разобраться в подлинных причинах странного завещания друга семьи. Заподозрив мать (которую Пьер очень любил) в супружеской неверности, он не мог ей этого простить, хотя предполагаемая измена лично его никак не касалась. Но отношение Пьера к матери и брату изменилось в худшую сторону.

«А мы-то здесь портим себе кровь из-за всякого вздора!».

В итоге конфликт оставлен неразрешённым. Никто так и не осмелился на окончательный уход и разрыв отношений. И искреннего раскаяния, прощения и примирения всех трёх сердец тоже не случилось. Но всё прикрыто ложной видимостью семейного благополучия и запечатано компромиссной развязкой. От прежней жизни мать заметила «только серый дымок, такой далёкий и неуловимый, что он казался клочком тумана».

Худой мир лучше доброй ссоры? Вопрос, пожалуй, риторический...


картинка Ludmila888

И снова благодарю Ольгу OlgaZadvornova за прекрасный совет! )

Комментарии


Людмила, спасибо Вам за прекрасную рецензию! :)


Вы знаете, Ольга, я об этом романе вообще ничего не слышала и не знала. И очень рада, что познакомилась с ним, благодаря Вам. Он мне понравился ничуть не меньше, чем гораздо более известная "Жизнь".


И я тоже не знала. Известны "Монт-Ориоль", "Жизнь" и "Милый друг", их обычно все читают. Я тоже читала давно, ещё в старших классах школы. Сейчас благодаря клубу "Читаем классику вместе" перечитала и набрела на другие произведения Мопассана - "Пьер и Жан" и "Наше сердце" и мне тоже понравилось не меньше. Это уже более поздние произведения, в них и углублённый психологизм, и камерность (в отличие от Милого друга и Монт-Ориоль - там общество, сатира), а ещё лиричность в описании природы и толика горечи. Вот сколько всего можно найти у Мопассана! Спасибо клубу, что в этом месяце мы читаем этого писателя, который так неожиданно открылся!


Да, спасибо клубу! )


В итоге конфликт оставлен неразрешённым. Никто так и не осмелился на окончательный уход и разрыв отношений. И искреннего раскаяния, прощения и примирения всех трёх сердец тоже не случилось.

Это напряжение невысказанности дуг и судеб держит роман в каком-то зачарованном тоне.

Странный и важный роман для Мопассана, хотя и малоизвестный.
Обыгрываются с нового угла зрения отношения Авеля и Каина. Но женщина, женское, выступает на первый ряд - мать, сама природа.
Сильнейшие моменты в романе когда Пьер вошёл к ней в комнату...
Мопассан ведь этот роман написал.. под опиумом. Правда, тогда иногда так делали многие: Кольридж, Шелли, По..
Но Мопассан в него много вложил, прежде всего от рефлексии своей судьбы и семьи.
Ваг Гогу нравился этот роман.
И да, чудные чеховские нотки в начале романа прелестны)

Спасибо за рецензию, Людмила)


У меня тоже возникали мысли о Каине и Авеле. И с чеховскими нотками, конечно, согласна. Чехов вообще испытывал большой интерес к своему старшему современнику Мопассану и вёл с ним диалог в некоторых своих произведениях. Представления о жизни у этих двух писателей похожи. Но Чехову были чужды мопассановские развязки-компромиссы. В своём позднем творчестве он предпочитал иной тип развязок – уход.

Спасибо за внимание, Саша! )


Вы пишите почти как Анастасия246, мне очень нарвится


А мне очень нАРвится кривоватая ухмылка котика на Вашей аватарке. Это так символично! )