Больше рецензий

25 июля 2020 г. 14:34

966

4 Содержанка 17 века

Книгу «Счастливая куртизанка, или Роксана»  я освоила в формате аудио. Это второй мой опыт внимательного слушания книг. В первой рецензии на «Радость жизни» Эмиля Золя я писала о сложностях восприятия аудиокниг. «Счастливая куртизанка, или Роксана» озвучена женским голосом (повестование в книги идет от первого лица), голос приятный, насышенный, вибрирующий, наполненный опытом и создается ощущение полного погружения в жизнь куртизанки. Тема куртизанок — женщин легкомысленного, авантюрного образа жизни, вращавшаяся в высшем обществе — не нова, но всегда актуальна, даже в 21 веке, Острота и социальность была на пике в 17-18 веках, об этом явлении многие авторы писали: Бальзак «Блеск и нищета куртизанок», Александр Дюма «Дама с камелиями» и тд. Сюжет банален: женщина теряет мужа или благодетеля, иногда с детьми, ищет достойной жизни. Попадает окольными путями в высшее общество и становится любовницей/содержанкой мужчин высокого положения. Кто-то к концу не жалеет о своем образе жизни, не расскаивается, а кто-то начинает причитать и заламывать руки, особенно если прошлое может испортить нынешнее положение. В судьбе Роксаны (или Сьюзен) нет ничего экстраординарного: брошенные пятеро детей, путешествие в другую страну за лучшей судьбой: 

"Нет такого места в мире куда женщина не была бы готова отправится когда речь идет о деньгах",

мужчины, рауты, наряды, выезды, платья, драгоценности, новые брошенные дети, и под конец, когда вроде бы Рокасана выходит замуж за купца, ее разыскивает ее родная дочь от первого брака и грозится всем рассказать кем была Роксана до замужества и тем самым очернить ее. Служанка Эми пытается решить эту проблему. Финал этой истории окутан мрачными тонами: ничего не слышно об Эми и ничего не слышно о дочери Роксаны. Вспоминая о маниакальном стремлении Эми «обезопасить» Сьюзен, можно предполагать самое худшее. Сейчас, в 21 веке, никого не удивидишь положением содержанки: поговорят 5 минут и забудут, потому что это явление уже прочно вошло в нашу жизнь, но и в 17-18 веках положение куртизанки не считалось зазорным, часто куртизанки являлись музами поэтов, художников, кроме того куртизанки в отличии от проституток были образованными, воспитанными, приятными внешне, не лишены лоска и с ними было не стыдно появится в обществе. 

«Я убедилась, что с женой обращаются пренебрежительно, любовницу же боготворят; на жену смотрят, как на старшую горничную, на любовницу - как на королеву; жена обязана безропотно переносить миллион оскорблений или покинуть мужа и тем самым себя погубить и обесславить: оскорбленная любовница- владычица своей судьбы и может тотчас взять себе другого».

В  конце повествования, Роксана, боясь что ее прошлая дейтельность раскроется, раскаивается в своих поступках и грехах, о том, что ставила наслаждение выше долга воспитания детей: 

«Люди не стыдятся греха, а стыдятся раскаяния, не стыдятся поступков, за которые их по справедливости должно назвать безумцами, а стыдятся образумиться и жить почтенной и разумной жизнью».

Окончание истории скомкано и нет определенности чем история закончилась. Кроме того, надо отменить неточности в количестве лет и количестве детей героини, но это уж так...мелочи.