7 августа 2020 г. 12:10

840

4

Гласса я слушал много и беспорядочно, а ещё больше (и ещё беспорядочнее) стал слушать его после посещения "Сатьяграхи" в Екатеринбургском театре оперы и балета, но вся эта музыка - оперная, камерная, саундтреки и прочее, прочее - никак не складывалась в единую Вселенную, которую можно было бы изучать подробнее. Я там себя чувствовал безумным туристом с фотоаппаратом, который вертится вправо-влево, щёлкает тысячи фоток, а потом даже не помнит, на какой фотографии что и зачем.
Ещё мне было непонятно, что за человек Филип Гласс. Скорее всего, добрый и спокойный, хороший, с юмором... и так далее, и так далее. Но тоже цельного портрета не выходило. С рок-музыкантами и даже джазменами мне как-то проще, а к академической музыке такой сильной привычки у меня нет, просто слушаю меньше.
Так вот эта книжка, может, не полностью, но решает обе проблемы. Даёт карту мира музыки Гласса, которая ещё и оказывается его портретом. Наверное, в этом её основной смысл (для меня хотя бы) и сила. Там, конечно, много всего другого - при желании её можно вообще разобрать на мотивирующие цитатки. Но у меня такого желания не возникло, потому что целое - гораздо больше и заразительнее, чем отрывок. И самое заразительное тут - чувство правоты Гласса. Он всегда уверен, что делает всё правильно и живёт наилучшей жизнью из возможных. Не потому, что у него такое раздутое самомнение, а потому, что эта жизнь и эта музыка, и эти деньги, и это признание, и эти друзья и близкие - это его работа. Даже случайности - это его случайности, потому что случились на его пути. Ему вовсе не неведомы сомнения и самокритика, как может показаться, но дело как раз в том, что критика - САМО- и сомнения - его собственные. А что там кто скажет или подумает, примет или не примет - всё равно. Мир большой, искусство - не меньше, как минимум, поэтому стоит заниматься только тем, что тебе самому кажется верным, а не пытаться успеть на все поезда и погладить все коленки. Очень продуктивный подход к жизни, который у Гласса был как-то с детства, а многим приходится в себе долго воспитывать.
--
И, конечно, стоит сказать, что эта книжка - интересный пункт в списке дополнительной литературы для всех, кто интересуется битниками, буддизмом, западным искусством второй половины ХХ века, театром и даже поп-культурой от рок-н-ролла и далее.
--

К сожалению, всё немного портят редактура и странные переводческие решения:
- непривычно много (для книг Лимбаха) опечаток;
- группа R.E.M. тут называется "REM", но при этом группа New Order - "Нью ордер", вот почему и зачем так?
- при этом другие названия (например, произведений Гласса) могут переводить на русский (с оригиналом в скобках);
- а третьи названия могут быть даны в транскрипции (и тоже с оригиналом в скобках),
- а может быть и так: "...песне Light my fire группы "Дорз""...
- и так далее по мелочи, пару раз какие-то совсем нелепые тавтологичные обороты попадались, но я их уже забыл, а ковыряться не хочется.

Тем не менее, от этого издания и этого перевода радости всё равно гораздо больше, чем досады, а вреда и вовсе никакого. Так что спасибо.
И обложка, кстати, отличная.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!