Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

11 августа 2020 г. 03:20

3K

3 Прелести эпохи Просвещения

Недавно вспоминал "Жюстину" в связи с отзывом на одну сентиментальную книгу о бедной собачке, которую мучили презренные людишки (по воле автора). Решил и на саму "Жюстину" рецензию накатать.
Длиннющее по объему, да еще и с заделом на продолжение, произведение повествует о религиозной и добродетельной девочке 15 лет Жюстине, которая оказалась без средств к существованию и которую злые люди на протяжении нескольких лет вынуждали ее заниматься с ними самым грязным и извращенным сексом, который только можно вообразить.
Сюжет идет по одному повторяющемуся каждый раз циклу. Добродетельная, наивная и невероятно доверчивая Жюстина находит разных нехороших людей, которые ее склоняют к интиму, шантажируя едой или деньгами, или сразу насилуют. Причем она им постоянно верит, а потом выясняется, что ей нужно сделать что-то очень мерзкое, в результате чего она восклицает: "Господь Вас накажет!" или "Как вы можете быть таким порочным!". В ответ люди смеются ей в лицо, кричат: "Но я хочу сношаться!" и раздвигают ей ноги.В перерывах они на протяжении нескольких страниц излагают монологи о своем отношении к морали и этике (полном отрицании оных). Потом Жюстина сбегает и попадает к новому извращенцу. Снова доверие, потом осознание страшной правды, разочарование, и снова жуткие извращения.
Фантазии де Сада просто поражают воображение. Многих вещей я не видел ни в одном фильме, не читал ни в одной книге, даже сам придумать не смог. У него присутствует:
- секс злодея с собственной матерью (вопреки ее воле) и затем ее убийство (очень изощренное, злодей взял руку Жюстины с ножом в свою и добил умирающую женщину!);
- секс со своими детьми с последующим их умерщвлением;
- некрофилия, вытекающая из предыдущих убийств;
- копрофилия, причем тоже небанальная, но подробности я опущу;
- довольно невинные на фоне всего этого изнасилования;
- гомосексуализм;
- массовые оргии.
Что характерно, самые отъявленные ублюдки совмещали в себе сразу несколько, а то и все виды извращений. Объясняли они это тем, что вот у них порочные желания, они не знают, как уже развлечься, и поэтому они пускаются во все тяжкие. Злодеи вступали в сношения друг с другом и готовы были даже есть фекалии самой Жюстины. У де Сада злодей мог быть одновременно некрофилом, педофилом и гомосексуалистом, при этом еще садистом и мазохистом одновременно.
Кроме того, злодеи обожают творить зло просто ради самого зла, ради наслаждения унижением "слабых" и "ничтожных" людишек. Они объединялись друг с другом только для того, чтобы получить удовольствие от самого процесса втаптывания в грязь Жюстины и ей подобных.
Сам автор вроде как выражает свое негативное отношение к извращенцам и восхищается добродетелью Жюстины, но это все фальшиво. То, что де Сад сам возбуждается от любых пороков - это очевидно. Таких, как Жюстина, он откровенно презирает, что и вкладывает в уста своих персонажей.
Нужно признать, что некоторые идеи, вроде относительности морали и вреда религиозного мракобесия, были весьма революционного и здравыми. Но дальше де Сад уже просто начинает защищать право сильного уничтожать поверженных слабых, и это весьма противно. Здесь уже для меня загадка, где де Сад излагает свои собственные воззрения, а где он как бы гиперболизирует мировоззрение своих персонажей, стараясь абсолютизировать негативные проявления их натуры. Какой-нибудь религиозный верун мог бы назвать де Сада "бесноватым" и даже, как ни странно, был бы прав.
Не могу все же поставить оценку ниже тройки. Во-первых, это в самом деле местами весело. Жюстина перестала вызывать у меня сочувствие и превратилась в самом деле в дешевую клоунессу. Она вроде как религиозна и добродетельна, но при этом ее все же можно всегда склонить к сексу, пригрозив расправой или смертью. Для приверженца христианской веры смерть не самое страшное, что может случиться в жизни. То есть, Жюстина вроде как упрямится, но потом все равно раздвигает ноги, ест фекалии, берет в рот и в руки всякие органы, а потом жалуется на свою судьбу. Планка недозволенного у нее все ниже и ниже. К концу для нее абсолютно нормально провести ночь в дикой оргии, хотя она все равно воротит нос и делает угрюмое выражение лица, однако не ворчит и не призывает боженьку ее спасти. От этого желание ее унижать у патологических маньяков, ее окружающих, только возрастает.
Во-вторых, эта книга довольно важное историческое свидетельство. У многих людей есть заблуждения относительно 18 века, что Европа была уже ого-го как просвещенная, в то время, как в дикой России процветало крепостное право. Однако на самом деле в то время во Франции и в других "развитых" странах феодализм не был изжит до конца. Дворяне на своей земле были полновластными хозяевами.
Почему Жюстина постоянно влипала в истории? Потому что в своих странствиях она оказывалась во владениях какого-нибудь графа или барона, и тот мог сделать с ней все, что хочет, абсолютно. Он имел слуг, рабов, никто ему не был указом.
Можно отрицать это позорное явление сколько угодно, но на самом деле легко представить, что описанные де Садом вещи могли и имели место быть. Просто потому, что для этого были все возможности. Любой просвещенный местный феодал легко мог насиловать и истязать своих людей. Какая-нибудь даже знатная дама могла проезжать по его землям, остановиться у него в гостях, а он решит заняться с ней сексом и, не встретив согласия, принудить ее к этому. А потом убить - и кто ее потом хватится?
Можно просто представить себе скучный серый замок, отсутствие развлечений. Местный барон просыпается, ему тупо нечего делать. И вот он видит, как во дворе проходит красивая крестьянка. И у него возникают разные интересные желания. Он может воспользоваться правом первой ночи и даже насладиться унижением. Вот так и становятся маньяками.
Де Сад преувеличил масштабы злодейств. Вряд ли все местные царьки и монахи были такими подонками. Но многие из них в потенциале могли ими быть. Это вот в наше время какой-нибудь доцент Олег Соколов, представляющий себя офицером наполеоновской армии, не может скрыть следы преступления - расчлененки. Он живет в квартире, на улице постоянно кто-то есть. У всех есть телефоны, жертву будут искать. А в то время можно себе представить, сколько могло совершаться подобных преступлений! Никто не мог чувствовать себя в безопасности.

Комментарии


Кроме того, злодеи обожают творить зло просто ради самого зла, ради наслаждения унижением "слабых" и "ничтожных" людишек. Они объединялись друг с другом только для того, чтобы получить удовольствие от самого процесса втаптывания в грязь Жюстины и ей подобных.


Как сказал бы "Окунь" тут явно "порылась" "энергия Ки".

Вернее ее "гурманы".