Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 августа 2020 г. 15:06

894

4

Проникновенные, тонко сплетённые, запутанные и поэтичные книги Кейт Аткинсон - это любовь на всю жизнь.
Её "Человеческий крокет" и "Жизнь после жизни" получили от меня самые высокие оценки, и к детективному циклу автора, уже обладающего огромным кредитом доверия, я приступала с трепетом.

...И для Аткинсон, какой я её знала, это оказалось недостаточно сложно. Здесь, конечно, прослеживаются излюбленные её приёмы: запутанные семейные отношения, неприглядные тайны, повторы одного и того же с разных ракурсов. Но всё это будто какое-то неуверенное, где-то повествование слегка проседает, где-то выбивается из стиля, а где-то персонажи подкачали.

"Казалось бы, между всеми ними нет ничего общего" - сказано в аннотации о преступлениях, которые пытается расследовать главный герой-детектив. Но не казалось бы - между ними на самом деле ничего общего нет. Плюс это или минус - для кого как, но лучше знать об этом заранее, чем рассчитывать на какой-то лихой твист или всемогущего маньяка.

Детектив Броуди, конечно же, обладатель личной драмы, и не одной, (какой же детектив без личных драм), в разное время получает заказы от разных людей. Некоторые заказы связаны с делами давно минувших дней, над которыми спустя рукава работала полиция, а у родных жертв в результате остались незакрытые гештальты. Так Броуди нужно узнать судьбу исчезнувшей дочери, найти убийцу погибшей дочери и разыскать дочь сбежавшую. Дела эти не связывает ничего, кроме занимающегося ими детектива, но судьбы оставшихся участников этих событий со временем переплетутся.

Роман очень легко читается вначале, Аткинсон - мастер экспозиции. Затем очень тяжело идёт в середине - расследований в классическом смысле здесь нет, но есть страдания убитого горем отца и по большей части нелепые мучения постоянно отвергнутой женщины среднего возраста, отчаянно завидующей сестре и мечтающей о любви, признании и сексе. Что касается секса, здесь его, (точнее, мыслей о нём), очень много, но по большей части в весьма отвратительных, неожиданно отвратительных проявлениях. Концовка как будто раскрывает сразу все ячейки на шоколадном предрождественском календаре, поминутно удивляя читателя всё новыми и новыми подробностями, лёгкостью разгадок и трагичностью произошедшего.

Как и всегда у Аткинсон: очень жаль детей. Не только этих, книжных, а вообще - маленьких заложников взрослых страстей, взрослых подлостей и жестокости. Оставшиеся в живых в финале обретают новый смысл жизни, и этим искупаются все мелкие грешки романа.
Несмотря на то,что я ужасно соскучилась по автору, по её неуловимой "английскости", перепутанным сюжетным линиям и откровенным мыслям, её первый детектив всё-таки ощутимо слабее других романов - на четыре из пяти.