Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 апреля 2012 г. 17:15

2K

5

Да нет, не буду скрывать: в свое время я с упоением читала и это:

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

, и вот эти строки залихватски декламировала с различных сцен:

Я волком бы
выграз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...


Оооо!... С каким азартом, куражом я перекатывала на языке слова - хлесткие, смелые, точные!... Как я любила подчеркивать рваный ритм, необычную мелодику стиха... Как хотелось идти вперед, вперед, вперед - к...комунизму?!
Очень любила читать эти стихи!!! Очень!!!

...А потом другое меня сразило. И увидела другого Маяковского.
Да, по-прежнему крупного, сильного, смелого, широко шагающего, громко говорящего... Но теперь еще и ранимого, тонко чувствующего, мечущегося...
Сначала, конечно, это:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?...

и это:

...Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь"....


Потом убило наповал это письмо Лиличке:

...И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа...


И потом много, много всего - очень личного, очень точного, во многом необычного и незаезженного...
Неразрывно связанного с самой судьбой поэта. Такой же рваной и обожженной, как и его стихи...
И я понимаю его слова. обращенные к нам:

...Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.



/И только маленьким червячком свербит где-то сбоку...портя всё впечатление от любимого и зачитанного... Вот зачем, зачем он писал подобное этому: "Я люблю смотреть, как умирают дети. ...." ??? Что это??? Желание эпатировать публику??? Вызывает тошнотворный осадок... Я читала много рассуждений и споров на эту тему. Вот тут, к примеру, то, что меня более-менее устраивает (там и в самом начале, и чуть позже, где говорится, что мол, первая строка - от имени Отца Создателя, а остальное - от лица лирического героя). И все равно..../

Комментарии


Марго, я сама любила Маяковского в школе - как раз за то, что вы написали - за хлесткость, за рваность и остроту строк, за неотшлифованность и необычность.
Спасибо, было приятно прочесть вашу рецензию!
...может, про детей в переносном смысле? (((


Большое спасибо за отклик!!!!!

Я несколько раз читала это стихотворение, там, конечно, много смыслов и слоев... Но как-то не по себе...


А я Маяковского в школе вообще не поняла и прошла мимо. Потом, когда слушала аудио-книгу (читает замечательный Виктор Зозулин) полюбила за эмоциональность и тоску. Обожаю "Хвои" и др.
Спасибо за хорошую и умную рецензию.


Спасибо за добрые слова!!! И за наводку послушать в этом исполнении....

"Хвои" тоже люблю, узнала о них совершенно случайно совсем недавно... Даже как-то читала на каком-то семейном Рождестве....


По поводу "умирающих детей" существует весьма приглядное объяснение самого Маяковского отсылающего к какому-то монологу старца Зосимы из "Братьев Карамазовых" ( к кому не помню, сама Братьев Карамазовых не читала). Так что всё чинно и можно обойтись без тошнотворного осадка


Да, я сто лет назад встречала такое объяснение, и даже перечитывала монолог старца Зосимы))
Вот только осадок никуда не девается...

Буду через год готовиться к 11 классу - изучу повнимательней)))

Спасибо!!!


Спасибо, Марго! Люблю всякого Маяковского - и лирического, и призывающего... "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?"


О да! Ноктюрн теперь предлагается для 9-классников прямо в учебнике, а я о нем узнала только в институте.... Времена меняются, и многое - в лучшую сторону))


Самый большой Романтик. В школе бунтовала, не хотела читатЬ на кой мне пролетарский поет. А потом прошитала "Облако в штанах" и плакала. Мечтала чтобы меня так полубили.

Мария, ближе!
В раздетом бесстыдстве,
в боящейся дрожи ли,
но дай твоих губ неисцветшую прелесть:
я с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть.
Мария!
Поэт сонеты поет Тиане,
а я —
весь из мяса,
человек весь — тело твое просто прошу,
как просят христиане —
"хлеб наш насущный
даждь нам днесь".
Мария — дай!


Да, это точно...
Спасибо за такой личный отклик....


А вам спасибо за то что напомнили мне такого замечателного поэта.


Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!


одни из любимых строк...
Да!!! спасибо!!!


Спасибо за Маяковского, Рита!!!
Сама боюсь к нему прикасаться. Слишком втягивает в свои стихи - стихию. Заражаешься Маяковским, начинаешь чувствовать его чувства, болеть его болью.
(никакого пафоса, действительно такой эффект, будто через тебя пропускают электрический ток).


Вот-вот! И я тоже не знаю, как выразить силу его воздействия - всё как-то пафосно получается. Но там и правда невероятная мощь, гипноз какой-то...


Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
взял бы
и все обвыл.