Больше рецензий

10 сентября 2020 г. 14:03

295

4 И первое животное было подобно льву... Откр. 4:7

Библия - удивительный текст. Несмотря на разнородность включенных в нее книг, которые к тому же удалены друг от друга и по времени написания, и по стилю различных авторов, это удивительно целостное художественное произведение. Более того - это один из первых полноценных гипертекстов, появившийся за множество лет до того, как само понятие гипертекста было описано. И по сути, в христианской традиции практически весь объем текстов Ветхого и Нового Заветов является комментарием к четырем небольшим произведениям, с жанровой точки зрения не имеющих аналогов - четырем Евангелиям.

Евангелисты и дух их книг в итоге в сознании людей практически свелись к своим эмблемам - четырем крылатым существам, Тетраморфу из видения пророка Иезекииля. И надо сказать, вчитываясь в эти четыре коротких рассказа-жизнеописания Христа, понимаешь, что эта эмблематика точна настолько же, насколько проста и аскетична. Крылатый лев - действительно именно тот образ, который целиком отражает в себе как букву, так и дух Евангелия от Марка.

Чтобы не превращать разговор о книге Ианнуария Ивлиева в пространные размышления о природе комментируемого им Евангелия, стоит немного обратиться к самому автору - благо, в отличие от максимально скромной авторской позиции евангелистов, их комментаторы всегда были людьми гораздо более публичными. Единственной книгой Ивлиева, с которой я был знаком до этого, является "И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису" - потрясающий исторический и экзегетический комментарий, содержащий в себе минимум богословия и при этом являющийся интереснейшим исследованием в области библеистики.

В комментарии к первому (хотя некоторые полагают первым Евангелие от Матфея) из четырех описаний жизни и смерти Иисуса Христа, конечно, богословских и проповеднических отрывков несравнимо больше, но это и понятно - человек воцерковленный, комментирующий важнейшие для христианской веры тексты (Откровение все-таки читается реже Евангелий), не может обойтись без важных для него обоснований этой самой веры. При этом текст Ивлиева не превращается в апологию христианства - это действительно подробный разбор текста Марка, наполненный в том числе и многочисленными экскурсами в историю.

Почему евангелисты выбирают для описания разные эпизоды жизни и деятельности Иисуса? Зачем Матфей вслед за Марком упоминает сразу два чуда насыщения (пяти и четырех тысяч), а Лука второй эпизод опускает? Почему прямая речь Иисуса в Евангелии от Марка часто гораздо более резкая и даже в чем-то грубая, чем в остальных трех? Для человека, читающего Библию не только в качестве духовного текста, эти вопросы могут оказаться чрезвычайно интересными. В каком-то смысле, комментарии Ивлиева являются еще и замечательным примером обстоятельной литературоведческой работы.

Библия - книга, удивительная тем, что изучение ее, даже в отрыве от веры, может быть чрезвычайно увлекательным занятием. Книги Ивлиева - яркое тому подтверждение, и особенно радостно, что его труды по библейской экзегетике продолжают выходить и после его смерти.