Больше рецензий

25 сентября 2020 г. 14:58

537

4

Люблю читать про музыку, современную, про культуру. Особенно, простым языком и, главное, из первых уст.

На тему становления клубной культуры в России я прочла несколько книг с разных сторон и взглядов. Каждый автор делал акцент на чём-то своём, на себе. Андрей Хаас написал самый объёмный труд, достаточно структурированный и подробный, он постарался зацепить и второстепенных участников событий. Книга читается скорее даже как художественная, нежели труднопролазный нон-фикшн. Она лёгкая и не сухая, имён и событий много, но между ними есть чёткие логические связи. Это живые люди, а не просто списки участников событий.

Начало книги самое приятное, оно ламповое и настоящее, неформальное и некоммерческое. Всё ради идеи и творчества. Здесь все раскрываются наиболее живо и по-человечески. А чем дальше, тем больше денег, пафоса и двойных стандартов. Кстати, забавно как разные авторы делают акценты на разных вещах, упуская или подчёркивая отрицательные черты характера и поступки разных героев истории.

Сюжет книги в том, как пара парней хотели приятно зависать с друзьями, слушать новую музыку и рассказать о ней остальным. Как зарождались домашние вечеринки с электронной музыкой. Как они переросли сами себя и вылились в неконтролируемое течение и явление, на которое больше не могло быть монополии. Классно освещены первые привозы заграничных артистов, первые масштабные коммерческие вечеринки. Как вообще появились первые клубы в стране. Тема наркотиков тоже раскрыта подробно и неотлучно от музыки, хотя, на мой взгляд больно оптимистично. Интересно было читать и о разном подходе к клубам и музыке в Москве и Питере. Деньги против творчества (спойлер: а вы вообще знаете реальны истории, где побеждали не деньги?)

И не то, чтобы я против коммерции, я за. Без денег творчеством очень голодно заниматься, где силы взять. Просто сами герои становятся всё бездушнее к концу книги, всё их творчество становится формальным и однотипным паразитированием друг на друге. Но я всегда буду благодарна им за развитие клубной культуры. Я из Челябинска, эру с омоном и тоннами наркотиков в клубах пропустила, зато как и многие тусовщики прожила целую отдельную клубную жизнь за пару лет активных рейвов, нашла друзей-единомышленников по музыке (хотя клубные друзья-это спорное понятие) и мужа-диджея) Да что там говорить, наш главный андеграундный клуб города явно слизан с самого Тоннеля, спасибо и за это.

Андрей как персонаж мне сразу не понравился. И чем дальше, тем только неприятнее мне было о нём читать. Собственно и Алексей мне не очень приятен, хоть он и безусловно творческая личность, которая сделала много для всей страны в плане распространения и открытия новой музыки, новой формы досуга. Оба брата очень пафосны и эгоистичны, я никогда не могла оправдать такое поведение никакими заслугами. Но из песни слов не выкинешь. Спасибо автору, что он старался показать историю такой, какой она была.

Обидно за рокеров) ну это всё юношеский максимализм и нигилизм. У каждого поколения своя правда. И книга Андрея Хааса делает отличный срез своего времени. Тема раскрыта, слог приятный, душа есть и ностальгия захлестнёт. Отличная книга и история в общем.

Книга прочитана в рамках игры "Книжное путешествие"