Больше рецензий

26 сентября 2020 г. 17:14

520

4.5

Нечасто я нахожу в своём списке «к прочтению» такие интересные и одновременно подталкивающие к размышлениям книжки. Что характерно, я даже не помню, а как, собственно, книга Андреаса Штайнхёфеля попала в этот список. Наверное, всё дело в издательстве, которое перевело и выпустило эту книгу. А потом ещё раз выпустило - спустя шесть лет, то есть практически совсем недавно. «Самокат» ищет, а потом издаёт вот такие хорошие книжки, в которых умело сочетаются увлекательность и дидактичность. Так что, лично для меня, название этого издательства - показатель высокого качества выпускаемой им печатной продукции. ...Так, ладно, будем считать, что минутка рекламы закончилась, и я наконец-то начну свой рассказ о прочитанном.

Сначала мне показалось, что «Рико, Оскар и тени темнее тёмного» - это такой детский детектив, в котором нашли своё воплощение элементы криминальных романов для взрослых, где расследование ведут всякие эксцентричные сыщики. Причем сыщики эти, несмотря на всю свою чудаковатость, умудряются найти разгадку преступлений именно потому, что они стремятся взаимодействовать с миром, преодолевая такие нелегкие внутренние преграды перед общением с другими людьми. У Штайнхёфеля в сюжете целых два чудика: Рико, который может ходить только прямо, потому что путает понятия «правое» и «левое», и постоянно заглядывает в словарь, чтобы проверить написание того или иного сложного слова; и Оскар, которого я коротко описала бы словами «гениальный ипохондрик», исходя из его тревожных высказываний о грозящей опасности, сопровождаемых подробными статистическими данными. Хорошо, что у Рико есть любящая мама, которая зовёт его «необычно одаренным ребёнком», не позволяя ему примерять на себя клеймо «неполноценного». Как дело обстоит с Оскаром, и как к его мозговыносящим странностям - вроде ношения мотоциклетного шлема для безопасности - относится отец мальчика, я так и не узнала. Похоже, об этом говорится в других книгах - да, я забыла сказать, что история Рико и Оскара давно уже представляет собой литературную серию, да к тому же была экранизирована.

Начала детективных приключений пришлось ждать долго, и к этому моменту я поняла, что раскрытие преступления - не главное в сюжете. Я уже привыкла к необычной манере изложения событий от Рико, в смысле, от Штайнхёфеля - рассказ ведётся в форме каникулярного дневника. Вот так я получила представление об окружающих мальчика взрослых - соседях и знакомых, вместе с ним познакомилась с Оскаром и его странностями, ну а потом следила за тем, как двое мальчишек ввязались в дело о похищении детей. Очень порадовалась отличному переводу Веры Комаровой - автор так стремился передать образ мыслей своего героя, что буквально «по косточкам» разбирал любое сложное слово; а теперь представьте, какого труда стоило перенести эти конструкции на русский язык. И, конечно же, я подивилась откровенности, с которой автор посредством своего необычного героя говорит со своими читателями - детьми и взрослыми - буквально обо всём, даже на самые неудобные темы. Потому что Рико и Оскар живут в похожем на наш мире, где есть разводы, неблагополучные семьи, социальное неравенство, тяжёлые заболевания. Словом, детективная загадка, как вы уже поняли, здесь не главное - потому что есть другие, не менее важные вопросы. Скорее, захватывающие приключения, столь милые сердцу юных читателей - это повод, чтобы завязался честный разговор на разные темы.

«Вокруг света», тур 14-ый, пункт №4 - Германия
Клуб поклонников детской литературы - полёт за сюрпризами на воздушном шаре