Больше рецензий

29 сентября 2020 г. 20:12

777

5 Одна из самых интересных книг года. Рациональное обоснование существования Бога.

Харари писал, что религия - это клей который позволил объединяться человечеству. Атеист Де Валь писал, что без этого клея общества и государства распадаются в четыре раза быстрее. Но сегодня я буду писать не об религии, а о Боге.

Многие современные люди думают, что мысли о Боге - дело недалеких натур. Это не так, над этой темой думали подавляющее большинство великих умов от Платона и Аристотеля до Ньютона и Эйнштейна до современных ученых. Например, атеист Бостром не исключает существования великого архитектора.

О котором из Богов идет речь? Я буду писать не об христианском или мусульманском богов, а о Боге как великом архитекторе, демиурге, или слепом часовщике. И в этом мне поможет книга Суинберна. Его книга - это не проповедь и морализм, а попытка доказать существование Бога с помощью современной науки и рациональных аргументов.

По Свинберну, Бог нематериальный. Он вечен, всемогущ и совершенно свободен. Но если он всемогущ, то может делать то, что ему вздумается? Всемогущее существо может сделать все, что угодно. Но это всемогущее существо не в состоянии сделать так, что Вселенная в одно и то же время существует и не существует; сделать так, что 2 + 2 = 5, сделать какую-то форму одновременно и квадратную, и круглую или изменить прошлое? Бог не в состоянии сделать что-то логически невозможное, поскольку это означает впасть в противоречие с самим собой. Бог может сделать так, что Вселенная будет существовать, и Бог может сделать так, что Вселенная не будет существовать, но Бог не может сделать так, что Вселенная будет существовать и не будет существовать одновременно.

Если есть Бог, сущностным образом вечно всемогущий, всезнающий и совершенно свободен, то Бог - это последнее фактическое основание, которое объясняет все остальное. Бог ответственный за существование всего, чем он не является, и за бытие его таким, какое оно есть, со всеми способностями и склонностями всякого сущего.
Две причины обоснования для дальнейшего понимания:
Мир состоит из объектов, либо - если выражаться более специальным языком, как это делают философы, - с субстанций. Письменные столы и деревья, звезды и галактики, атомы и электроны, животные и люди - все это субстанции. Субстанции обладают свойствами (этот стол имеет массу в 10 кг) и отношениями (данный письменный стол стоит на полу).
События оговариваются субстанциями. Динамит вызвал взрыв, один бильярдный шар заставил другой шар двигаться в сторону, а стрелок нажал на спусковой крючок. Часто требуется сочетание многих субстанций для того, чтобы вызвать какое-то событие. Несколько художников могут соединить свои усилия для того, чтобы украсить любой дом, а Солнце и Земля могут оказывать совместное влияние на Луну, чтобы вызвать ее движение в определенном направлении.
Вторая причина обоснования по Суинберну - влияние личностей. Люди всегда искали истинное объяснение всех известных им обстоятельств и явлений, стремились выявить причины событий, а также основания, в силу которых эти причины вызвали те последствия, которые они вызвали. При этом мы преследовали практические цели: если мы знаем, что вызывает взрывы или рост растений, то мы в состоянии осуществить эти вещи. Ученые совершенствуют наши обычные повседневные объяснения событий.
Мы обсудили компоненты объяснений двух видов: 1) неодушевленные субстанции с их возможностями и склонностями, а также события, которые приводят их в движение; 2) лица с их возможностями, целями и верованиями. Это причины событий, а также основания, по которым причины вызывают те последствия, которые они вызывают.
Итак, это критерии для оценки того, насколько истинная теория и насколько она способствует истинному объяснению какого-либо события. Законы, на которые указывают научные теории, - это просто моменты регулярности в проявлении способностей и склонностей тех или иных субстанций. Движение планет по эллипсу вокруг Солнца - это всего лишь регулярный проявление способности каждой планеты двигаться по эллипсу, а также склонности осуществлять такую способность, когда Солнце находится в фокусе эллипса. С помощью своих критериев ученый находит способности и склонности тех или иных субстанций, и ищет при этом наиболее простое объяснение этих способностей и склонностей, что позволяет ему делать успешные предсказания. Истинное объяснение какого-либо события предполагает не только правильную научную теорию, но и правильное описание начальных условий.

Поиск человеком объяснений неизбежно и правомерно ведет к поиску последнего объяснения для всего наблюдаемого - такого объекта или объектов, от которого (или которых) зависят существование и свойства всего остального. Большое метафизический вопрос - каково это последнее объяснение? Первым объяснением является материализм. Здесь Свинберн подразумевает под материализмом взгляд, согласно которому личностные и ментальные явления полностью обусловлены физическими явлениями, хотя и отличаются от физических. Это утверждение о том, что существование личностей, наличие в них целей, способностей и верований имеет полностью неживое объяснения. Альтернативой материализма является совместная теория, согласно которой существование и действие факторов, причастных личностном объяснению, не может быть полностью объяснено в терминах неодушевленных факторов. Третья возможность заключается в том, что существование и действие факторов, причастных личностном объяснению, могут получать объяснения в личностных терминах, причем личности включают не только людей, но и личностную существо совсем иного рода - Бога.

Действующая физическая Вселенная состоит из бесчисленных частей материи разной величины. Наша Земля - одна из нескольких планет, движущихся вокруг Солнца, которое является небольшой звездой. Эта звезда - одна из многих миллионов звезд в нашей галактике, в нашей группе звезд Млечном Пути. Наша Вселенная относится к локального скопления галактик, а астрономы могут наблюдать многие миллиарды подобных скоплений.
Одни и те же законы природы управляют самыми удаленными галактиками, которые мы можем наблюдать с помощью наших телескопов, установленных на Земле. И эти же законы управляют первыми событиями во времени, которые мы только можем представить себе сегодня. Или, как я предпочитаю высказываться, всякая субстанция, насколько бы отдаленной она не была от нас в пространстве и времени, обладает такими способностями и склонностями к реализации этих способностей, как и те электроны и протоны, из которых состоят наши собственные тела.
Если у этого нет причины, то все это в высшей степени экстраординарное совпадение - слишком экстраординарное, чтобы рационально в него поверить. Однако наука не в состоянии объяснить, почему любой объект имеет одни и те же способности и склонности. Она в состоянии объяснить, почему какой-то объект имеет какую-то способность через владения еще более широкой способности. (Почему этот конкретный закон природы действует через действие более общего закона природы). Но вряд ли наука может объяснить, почему всякий объект имеет те наиболее общие способности, которыми он обладает.

Предположим, что три ньютоновских закона движения, а также его закон притяжения являются фундаментальными законами природы. тогда всякий атом, всякий электрон и т. д. притягивает любой другой объект во Вселенной с той же силой тяжести (то есть той, которая меняется в зависимости от квадрата расстояния между ними). Законы Ньютона не являются фундаментальными законами природы. Они очень точные, но не тотально точны. Они точны, только если тела, к которым они применяются, не очень массивные и не двигаются слишком быстро. В той мере, в которой законы Ньютона применимы, они могут быть применены том, что они следуют из законов общей теории относительности и квантовой теории. А возможно, эти последние являются следствием еще какой-то более общей теории - Большой Единой Теории. Но как бы мы не рассуждали, во всех рассуждениях наблюдается один и тот же общий момент. Допустим, мы остановимся на Большой Единой Теории. Тогда всякий атом и всякий электрон во Вселенной имеют одними и теми же способностями и склонностями - теми, что описывает Большая Единственная Теория.
Поэтому, занимаясь поиском объяснения все материальные объекты имеют одни и те же простые способности и склонности, мы должны искать такое объяснение, которое объяснит, почему эти способности и склонности такие, какие они есть, и почему вытекают из них и с достаточной степенью точности устанавливаются способности и склонности материальных объектов среднего размера (в том числе важные для человеческой жизни) легко постигаются людьми. Ведь общей характеристикой всех материальных объектов является владение теми способностями и склонностями, которые позволяют людям их легко устанавливать. Простая гипотеза теизма заставляет нас ожидать с достаточной степенью вероятности все те явления, которые я описал. Бог, будучи всемогущим, способен создать мир, упорядоченный в указанных моментах.

Далее Суинберн приводит два аргумента в пользу Бога, я назову их онтологический и антропологический. В своей более детальной книге «Существование Бога» он приводит и третий, математический аргумент, а данная книга только ее сокращенная версия.
1 Антропологический. Эволюционные процессы, разумеется, служат причиной существования животных и человеческих тел в силу тех законов природы (поддерживаемых Богом), которые оказываются физическими науками. Но люди - это не только их тела. Люди (и высшие животные) - сознательные существа. У них есть мысли и чувства. У атомов не мыслей и чувств. Однако сознание не может быть, свойством просто тела, свойством материального объекта. Оно должно быть свойством чего-то еще, связанного с телом. И это что-то Суинберн называет традиционным образом - «душа», или современным языком - сознание. В какой-то момент эволюционной истории тела сложных животных оказываются соединенными с душами, и это за Суинберном, наука совершенно не в состоянии объяснить. А теизм в состоянии объяснить это, потому что Бог имеет возможность и причиной соединить души с телами. Какой-то определенный момент в истории эволюции появилось нечто совершенно новое - сознание, ментальная жизнь, которую следует анализировать в терминах души, обладающей ментальными свойствами. Итак, есть определенные явления. Проблема в том, как объяснить их. Почему появление мозга порождает сознание, то есть душа с ее ментальными состояниями? И почему мозговые события вызывают те ментальные события, которые они вызывают?

Ответ заключается в том, что мозг совершенно явно не является обычным материальным объектом, поскольку, в отличие от обычных материальных объектов, он порождает души и их ментальное жизни. Поэтому у нас нет оснований с необходимостью предполагать, что он тотально управляется теми обычными законами физики, которые применимы к обычным материальным объектам. А второй ответ заключается в том, что даже если мозг руководствуется теми же законами, которыми управляются другие материальные объекты, то и это совместно с тем, что люди имеют свободу воли. Это так потому, что одна из двух крупнейших теорий современной физики, квантовой теории, указывает, что физический мир на микроуровне не является детерминированным.

2 Онтологический. В последнее время ученые обратили внимание на то обстоятельство, что Вселенная «тонко настроена». Материя-Энергия в момент Большого Взрыва должна была иметь определенную плотность и определенную скорость разбегания для того, чтобы сделать возможной жизнь. Увеличение или уменьшение на одну миллионную часть указанных показателей должно следствием того, что во Вселенной не было бы эволюции жизни. Например, если бы Большой Взрыв привел к тому, что образование материи-энергии разбегались друг от друга чуть быстрее, то ни на Земле, ни где-либо еще во Вселенной не сформировались бы, ни галактики, ни звезды, ни любая другая среда пригодна для жизни.

Если бы разбегание по краям было бы более медленным, Вселенная коллапсировала бы до того, как сформировалась бы жизнь. Если есть какое-то последнее научное объяснение, то оно должно было бы взять в качестве неоспоримого факта, что Вселенная началась в таком состоянии и обладала такими законами природы, в которой стала возможной эволюция жизни, причем незначительное отличие в начальных условиях сделало бы невозможным появление жизни где бы то ни было.
Итоги:
Два аргумента Суинберна в этой книге довольно сильные. Второй можно назвать антропным принципом. А первый - это феномен сознания. Здесь существует очень много теорий от материализма, к нефизическим процессам и квантовых теорий сознания. Пока сознание - это одна из самых загадочных теорий современной науки.
Философская теология Суинберна имеет не только историческую ценность, ее исследование позволяет увидеть апологетический потенциал работ философа для обоснования теизма и базовых положений христианского мировоззрения. Суинберн усваивает и применяет научную методологию, которая является образцом рациональности для научного сообщества. Индуктивная методология в аргументации в пользу существования Бога продолжает и развивает качественно новый этап в отстаивании и обосновании теистического мировоззрения. Теистические аргументы, сформулированные в индуктивной форме, являются более убедительными для рациональных людей.