Больше рецензий

30 сентября 2020 г. 15:13

422

3

Как-то несколько дней назад я поймала страшно реалистичный флешбек. Я пошла по дороге, по которой в свое время после школы ходила в библиотеку и которой во взрослой жизни практически не пользуюсь. И все эти факторы в совокупности - сухая листва с каштанов, теплое осеннее солнце, старое здание детской библиотеки молниеносно вернули меня лет на двадцать назад. И так на этом фоне мне захотелось прочитать что-то со школьной тематикой и при чем желательно советское... Под мой душевный порыв подвернулся Григорий Медынский со своей "Повестью о юности" и изначально мне казалось, что это будет беспроигрышный вариант - я редко когда остаюсь недовольной советской литературой о школьной жизни, я спокойно отношусь к той пропаганде и морализаторству, которое можно встретить на ее страницах. То есть, для книг того периода я практически идеальный читатель! Но не в этот раз...

Итак, перед нами советская школа начала 50-х годов. Во всем ее великолепии. Раздельное обучение мальчиков и девочек, игры "во взрослых" - собрания, выборы, должности, доклады и т.п. Педагоги, не знающие ни сна, ни отдыха и берущие на себя уж слишком много обязанностей. Абсолютно картонные типажи героев, которые к финалу благодаря стараниям учителей, поголовно исправятся и перевоспитаются, всё осознают и станут ну просто эталонными советскими гражданами, комсомольцами, активистами и т.д. и т.п. И все бы ничего - я люблю такое в литературе, но здесь все это доведено до крайней степени безумия! Здесь все это как-то уж слишком! Эта книга напоминает такого себе пионера среди ей подобных - он весь такой с иголочки, правильный-правильный, прилизанный, застегнутый на все пуговицы - хоть картину пиши! Он и на доске почета и все его ставят всем в пример - вот только дружить с ним не хотят, и быть таким, если честно, тоже. И родители, которые корят своих детей за плохое поведение и переводят стрелки на этого пионера, тоже лукавят и не хотят, чтоб их дети превратились в такого вышколенного робота. Что не в меру, то не здраво - и в этой книге автор хватил лишка!

Недовольство зародилось во мне буквально на первом десятке страниц. И зрело, зрело, зрело от главы к главе... Эта книга напомнила мне про все то, что я ненавидела в своей школьной жизни. Меня буквально взбесили эпизоды из серии "учитель отказался зайти в класс, так как у доски был накрошен мел", "ученик забыл тетрадь дома - подвел весь коллектив", "нужно кланяться директору перед уроками", "нельзя ездить в школу на машине", "нельзя оставаться в классе на перемене", "плохое настроение - это эгоизм" и много чего другого - всего и не упомнишь! А поход Полины Антоновны по домам учеников и вмешательство в их семейную жизнь! Меня тошнило от ее воспитательных речей, от вечного взывания к какому-то долгу, от постоянных попыток пристыдить! Меня возмущало организованное ею в классе распределение идиотских обязанностей - ребенок пришел учиться, а помимо этого он должен быть физоргом, хозяйственником, санитаром, участвовать в редколлегии и так далее, и тому подобное - и все это под трубный глас учителей: "Вы отвечаете перед коллективом! Коллектив с вас спросит! Вы отчитываетесь перед коллективом!"

Дальше...

У меня возникло такое ощущение, что она как дрессировщик собак стравливала своих подопечных. Обязательно кого-то нужно было перевоспитывать, кого-то пропесочить, вызвать чувство стыда и вины перед всеми... Полина Антоновна была как в каждой бочке затычка - и к неверным мужьям в душу залезет, и раскритикует то, что родители покупают ребенку, и в троллейбусе вдруг начнет воспитательные беседы вести, и в редакцию газеты пишет письма с критикой авторов и их статей! В момент разбора вечеринки у Сухоручко меня аж трясло от возмущения! А поощрение ею доносов и стукачества - вообще отдельная тема! Да что там говорить - она напомнила мне мою классную и видимо в этом частично кроется причина моей страстной нелюбви к данному персонажу!

Я не могу сказать, что в книге нет ничего, за что бы ее стоило похвалить. Порой мелькали довольно интересные мысли и автор фокусировался на животрепещущих даже в наши дни проблемах. Например, отношения детей и родителей - очень широко освещен этот вопрос на примерах различных семей - у Сухоручко своя беда, у Феликса Крылова и Васи Трошкина совсем иная... Не знаю, хотел ли автор показать с позитивной стороны отношения Бориса Кострова с матерью и отцом, но мне показалось, что в них нет души. Все, что говорил отец Бориса, казалось мне примитивным, избитым и таким, что говорить он считает просто нужным - потому что это правильно... Это не его мысли - это в свое время ему вложили в голову, а он по цепочке передает их дальше. Интересный момент с перетягиванием учеников из класса в класс, натягиванием оценок и гонкой за успеваемостью на бумаге. Не знал тогда Григорий Медынский до какого абсурда это дойдет в наши дни...

Из всех героев по-настоящему интересно мне было наблюдать за Валей Баталиным. Отчасти оттого, что его сюжетная линия не была построена по принципу "сломать, исправить и сделать из него "настоящего" человека", а отчасти оттого, что сам Валя был несколько нестандартным мальчиком. Остальные герои этой повести меня преимущественно раздражали - своей правильностью, занудностью, принципиальностью и т.п. Одно собрание, которое они созвали чтоб дискутировать о том, что такое дружба и что такое любовь, вызывало попеременно зевоту и тошноту! Поэтому, к сожалению, "Повесть о юности" может смело претендовать на звание одной из самых скучных из прочитанных мною советских книг. Я неприхотливый читатель применимо к тематике советских школ, но здесь даже я не выдержала!

картинка missis-capitanova

Книга прочитана в рамках 6-го тура игры "KillWish"