Больше рецензий

23 октября 2020 г. 14:20

283

5

Вместе с автором книги, Карлом Шлёгелем, мы переносимся в Москву 37 г., в которой удивительным образом смешались страх и отчаяние, вера в прекрасное будущее и энтузиазм, террор и мечта. Особенностью данного исследования является форма сборника рассказов, благодаря чему читатель может обратиться к наиболее интересному для себя сюжету без необходимости читать всю 800-страничную монографию от начала до конца, чтобы уловить логику текста.
Карл Шлёгель мастерски воссоздает атмосферу 1937 г., стараясь перенести читателя во все возможные локации – Кремль и Красная Площадь, Дом союзов, Лубянка, крупные транспортные артерии – канал Москва-Волга, завод им. Сталина (с 1956 г. – Лихачева), Бутовский полигон и даже Париж! Мы вместе с жителями Москвы того времени успеваем полистать «Правду», постоять в очередях, оставить заметку в дневнике. В результате перед нами возникает не единичная биография отдельных высокопоставленных лиц, определявших вектор развития страны, а увлекательное описание всей полноты жизни города: его невзгод, радостей, мечтаний, взлётов и падений.
Шлёгель настолько поражает своим глубоким знанием советской истории, литературы, русской культуры, что забываешь о том, что он вовсе не наш соотечественник. Я могу еще долго хвалить автора за подачу материала, интересные сравнения и сопоставления, невероятную эрудицию, так что лучше остановлюсь и приведу напоследок небольшую цитату из главы, посвященной показательным процессам и режиссуре Вышинского:

Имела место криминализация действительности, кодирование с помощью политической и полицейской терминологии тех конфликтов, которых было более чем достаточно в стране, пережившей величайшие кризисы и столкновения. Следовало найти виновных в обычных несчастных случаях и авариях, а за событием непременно обнаружить злой умысел