Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 октября 2020 г. 23:11

2K

4 Вы свысока не судите о нем

Эта пьеса относится к раннему периоду творчества Островского, она написана в 1853 году. На первый взгляд она будет попроще его главных произведений, которые сделают ему громкое имя, и дадут титул "отца русского театра". Причина тому тот факт, что "Бедность - не порок" - классический водевиль со всеми особенностями этого жанра, заставляющего автора как-то втискиваться в приготовленное заранее прокрустово ложе.

Водевиль - это комическая пьеса, сиречь - комедия, со счастливым финалом и музыкальными номерами. "Бедность - не порок" этим условиям соответствует, в ней, как ни в одной другой пьесе Островского, много вставок в виде народных песен. Финал - счастливый, и легкость, с которой разрешается главный конфликт - тоже вполне водевильная.

Еще одно не обязательное, но часто встречающееся отличие водевиля - наличие "говорящих" имен и фамилий действующих лиц. Здесь все тоже соответствует нормам. Главный конфликт, назревающий между гордыней и любовью, выражается в именах братьев Торцовых: Гордей и Любим. А их фамилия - Торцовы - только усиливает степень их противостояния, ведь торец - узкая поперечная грань двух параллельных плоскостей. Дочь Гордея - Любовь - еще одно воплощение той силы, которая должна одержать верх в образующемся противоборстве. Бедный, в смысле - не богатый, Митя тоже носит свое имя неспроста, ведь Дмитрий, посвященный древнегреческой богине земледелия Деметре, означает землепашца, и его отличительной чертой является трудолюбие.

С остальными "лицами" тоже всё наглядно: Коршунов - хищник, Гуслин - весельчак, Разлюляев - пофигист и раздолбай.

И последний факт, указывающий на то, что мы имеем дело с классическим водевилем, это прием, когда о герое, который должен сейчас появится на сцене, как раз "вспоминают" находящиеся на ней действующие лица. В "Бедности - не порок" этот прием используется постоянно.

Но, несмотря на легкость жанра и упрощенность разрешения конфликта, Островский поднимает довольно глубокую тему: что лучше - жизненная успешность, но душевная черствость при ней, отягощенная гордыней - брат Гордей, или простота и доверчивость, доводящая до финансового краха, но любовь к людям и справедливости - брат Любим. Другими словами: что важнее - внешнее или внутреннее.

Островский приходит к однозначному ответу, но в реальности всё было далеко не так просто. Русское купечество входило в эпоху очень жестких изменений, которые ускорятся предстоящей отменой крепостного права, что будет способствовать бурному развитию буржуазных отношений. И старая закваска кондового купечества, которая имела четкие моральные и этические нормы, окажется под гнетом тяжелых испытаний. Гордей Карпыч волей удачно сложившихся обстоятельств сумел опямотаваться и выбрать верный берег, но каждому следующему Гордею это будет делать всё сложнее.

И Коршунов еще ухватит свою добычу, не в этом доме, так в другом - в котором будет разыгран не лёгкий водевиль, а самая настоящая трагедия. И неизбежность этой трагедии прослеживается даже в творчестве самого автора, ведь самые сильные его пьесы, которые ждут его в будущем, будут полноценными драмами: "Гроза" и "Бесприданница". Да и "Волки и овцы", "Таланты и поклонники", "Лес" и другие его блестящие пьесы, хотя и числятся комедиями, несут в себе огромный трагический потенциал. В этом плане Островского можно даже считать предтечей Чехова, который тоже писал комедии, а зрители становились свидетелями трагедий.

Напоследок хочется вернуться к фигуре "непутевого" брата Любима Карпыча, ведь это ему принадлежит фраза, ставшая заголовком пьесы "Бедность - не порок". Сам же Любим представляет целый сонм пороков - пьянство, безделье, попрошайничество, беспечность, - этакий типично русский тип гуляки, но доброго, чуткого и справедливого гуляки. И, как бы в оправдание Любима, который действиями своими спасает любимую племянницу от горькой участи стать женой постылого старика, Разлюляев в финале пьесы оговаривается, говоря вместо "бедность": "Пьянство - не порок". Довольно спорное утверждение, но в этом водевиле оправданное :)

1041
...

Комментарии


А я вообще не читал Островского. С чего посоветуешь начать?


"На всякого мудреца довольно простоты" )
Но можно и с любой другой...