Больше рецензий

19 декабря 2020 г. 17:33

879

5

В провинциальный французский город Лурд движется поезд с необычными пассажирами: калеками, смертельно больными, изуродованными людьми. Последняя их надежда на чудо грота, где обычная девочка увидела святую деву, и та наделила грот даром исцеления. Но надежды их напрасны: потому что бога нет и чудес не бывает. Такова мысль Эмиля Золя.
С опасением приступал к антикатолической трилогии. Отпугивало то, что книга, грубо говоря, про "попов на мерседесах", и частично так и оказалось. Там, где Золя занимается пропагандой - он слабее всего. Автор бьет в два самых чувствительных места церкви: невежественные фанатики снизу и коррумпированное священство сверху. И уже второй раз темой книги Золя становится обед безбрачия священника. Невероятно волновала его эта тема...
Предыдущий антикатолический роман автора "Проступок аббата Муре" я считаю одним из слабейших в его творчестве. "Лурд" же вышел грандиозным, настоящий портрет человечества. Жуткие описания болезней и смертей здесь соседствуют с маленькими радостями простых людей: устроили выгодный брак, получили наследство... Эмиль Золя не впадает в пошлость осуждения счастливых за то, что они счастливы, когда другие страдают.
Финал книги напоминает "Воскресение" Толстого. Герой желает перестроить неправильный мир на новых основаниях, и может даже железной рукой загнать человечество к счастью ("запретить все эти гроты").