Больше рецензий

nelakovaya

Эксперт

Нелаковая лакомка

27 декабря 2020 г. 16:41

652

5

Нас спросят: «Чем же кончилось ваше путешествие?» — Путешествием.

Чтобы понять, что такое «Русские ночи», нужно начать издалека. Романтизм в Европе шёл от философии к поэтике: сначала развивались идеи, потом писатели-мыслители воплощали их в конкретных историях. Процесс этот шёл с 1790-х, то есть за 20-30 лет до того, как нечто подобное начало появляться в России. На русской почве романтизм шёл ровно наоборот, от поэтики к философии: сначала писатели и поэты меняли язык, пробовали на вкус иронию, придумывали новые характеры и обстоятельства, а затем из результатов этих эстетических поисков оформлялись философские идеи.

Но эстетическая и философская мысль не стоит на месте, и к тому времени, как взрослый русский романтизм дозрел, наконец, до серьёзного философского высказывания, уже во всю раскрывался молодой и дерзкий русский реализм. В результате к 1830-40-х большинство прогрессивно мыслящих русских писателей и поэтов повернули в сторону реализма, большинство — но не все.

Одоевский шёл своей дорогой, он продолжал развивать идеи романтизма и к 1842 году собрал из множества фрагментов эпохальное высказывание, opus magnum русского романтизма — философский трактат «Русские ночи». Однако было уже поздно, труд Одоевского пришёлся не ко времени и остался практически незамеченным. «Русские ночи» были настолько вне общего течения, что они не вошли в канон, несмотря на глубину высказанных идей, новаторство формы и, чего уж там, действительно высокое качество самого поэтического языка.

Меня всегда очаровывали такие истории, когда человек до конца остаётся верен себе и делает великие вещи, оценить которые оказываются способны только следующие поколения. Многих мыслителей прошлого переоткрыли в 20 веке, однако Одоевского это почти не коснулось. Мне кажется, что его наследие до сих пор недооценено. В каноне и на слуху разве что «Городок в табакерке» из хрестоматий для младших школьников. Глубокий мыслитель остался в памяти народа автором детских сказок. Уверена, он заслуживает большего!

«Русские ночи» отчего-то меня сильно вдохновили, мне кажется, я могла бы написать диссертацию об этом тексте, но пока мои философские вычислительные мощности слабоваты для полноценно глубокого постижения трактата Одоевского. Ограничилась пока тем, что написала о нём экзаменационное эссе по курсу романтизма, но не уверена, что смогу на этом успокоиться.

Итак, что же такое «Русские ночи». Это шкатулка с секретами, рассказы в рассказах в рассказах, объединённые общей линией — полуночными философскими беседами. Трое друзей нагрянули в гости к приятелю по прозвищу Фауст и девять ночей болтают с ним до рассвета. О чём? Да обо всём. О судьбе России, о философии Шеллинга, об антиутопических сценариях развития общества, о великих умах и безумцах, о промышленности и политэкономии, о трудах алхимиков-мистиков, о новейших научных открытиях, о вопросах познания и философской эстетике... Но в общем же, ни много, ни мало, как о задаче самой человеческой жизни.

В текст включено множество вставных новелл, в которых те или иные идеи проверяются в формате историй, есть в этом что-то притчевое, но сработанное более тонко, неоднозначно. Каждая история выступает как бы репликой в споре, одна судьба отвечает на вопрос другой.

Некоторые новеллы ранее уже были опубликованы как отдельные произведения, и тут любопытно, как Одоевский словно вступает в диалог с самим собой из прошлого, комментируя свои старые, юношеские тексты уже с позиций зрелого мыслителя.

Хотя сказать, что Одоевский сам что-то комментирует было бы неточно: в «Русских ночах» необычайно сильно драматическое начало, автор даёт много воли своим персонажам, практически не мешая им высказывать своё мнение открыто, спорить и ошибаться. Вычленить авторскую позицию из многоголосицы персонажей довольно непросто, поскольку она проявляется не в речах, а в последовательности явленных сцен и мнений, а также в конфликтах, возникающих между ними.

Говорить о «Русских ночах» я могу так долго, что ни в какой пост это не войдёт, так что умолкаю. В завершение скажу лишь, что Одоевскому удалось очень верно схватить дух своего времени, споры в кружках, общее настроение и взгляды. Так, «Русские ночи» стали главной философской книгой русского романтизма — и, невольно, его некрологом.