Больше рецензий

Eugene_wayfarer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2012 г. 11:03

396

5

Исповедь
Книга скучноватая. Особенно тяжело читать огромные молитвенные пассажи (хотя при определённом благочестивом настроении это, наверное, очень душеполезное чтение). Но есть фрагменты просто потрясающие. Например, о времени. Как Августин подводит к тому, что время - это субъективная категория, то, с помощью чего мы измеряем движение вещей. Что разделение на прошлое, настоящее и будущее существует только в нашем уме. Это всё великолепно и глубоко.
Меня также тронули его воспоминания о личной жизни, о маме, о друзьях, о студентах (а ведь это жизнь человека, жившего 1600 лет назад!). Чего стоит, например, описание обучения в позднеантичной школе! "Я ненавидел греческий, которым меня пичкали с раннего детства" (с.16). Почему? Потому что "для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость" (с.18). Золотые слова!

История моих бедствий
Абеляр уже гораздо ближе к нам по времени, оттого и читается он с гораздо большим интересом. Обычно история Абеляра и Элоизы рассматривается как роман на фоне средневекового ригоризма. Но сам Абеляр был настроен весьма аскетично и вполне осознавал, что любовная страсть и философия - вещи несовместимые:

Чем больше овладевало мною это сладострастие, тем меньше я был в состоянии заниматься философией и уделять внимание школе. Ходить в неё и оставаться там мне было в высшей степени скучно и даже утомительно, так как ночью я бодрствовал из-за любви, а дни посвящал научным занятиям (с.267).


Абеляр сначала выбирает любовь, но не может оставить и философию. Именно в этом главное бедствие его жизни. Рассуждая о тяготах семейной жизни, он приходит к выводу, что мирские заботы не совместимы со званием философа (с.270). В конце концов, философия побеждает, случай (ужасный, кстати, случай) приводит к тому, что Абеляр и Элоиза расстаются. То, с каким воссторгом Абеляр описывает свою философскую жизнь заставляет поверить, что философия (или скорее, философская школа) была его постоянной любовью, а Элоиза - так, увлечением. Таким же как деньги, ради которых он начинал свою преподавательскую карьеру. Но как верно замечает Абеляр в конце своих мемуаров, благость Божия "всё приводит к наилучшему концу" (с.294).