Femi

Эксперт

Не читайте.

19 января 2021 г. 18:51

947

3.5 В городе у снега бессонница. (с)

Здравствуй, друг. Никогда я тебе вот так не писала. Надеюсь, моя первая попытка не будет совсем уж комом.
Это первая пьеса Камю, которую я у него прочитала. Можно сказать, знакомство с чистого листа. Камю-драматург - это для меня новое. Как ты знаешь, с Альбером отношения у меня сложные. Его "Чума" мне не очень, "Посторонний" как-то странно и далеко, "Миф о Сизифе" попросту сложно. Что же мы имеем здесь?

Достаточно было почувствовать боль, чтобы все сразу стало другим.

Первым делом мне на ум приходит Стейнбек, я уже знаю, что и к тебе он приходил, когда ты читал эту пьесу, то самое "О мышах и людях", да. И не уходит до самого конца, хоть и приобретает особые оттенки, мрачные, вязкие, посторонние. Тут, кстати, часто упоминали о постороннем. Не просто ведь так, верно?

Друг мой, я знаю, как ты любишь Камю, но вот не разделяю я твою к нему любовь. Он не кажется мне таким уж далёким от меня, как Платонов (пока что), но и близким не становится. Здесь заметны их пересечения с Сартром, кстати, пахнет всей это философией бессмысленности жизни, её жестокой безразличностью ароматами веет.

Мать. Об этом ты и мечтаешь, Марта?
Марта. Да, мне надоело все время носить в себе душу, я хочу найти поскорее страну, где солнце убивает сомнения и вопросы. Мой дом не здесь.

Здесь мне начинает казаться, что у Камю странные отношения с солнцем. В Постороннем оно тоже было немым и жестоким свидетелем того, что называть нельзя. Дальше в пьесе солнце тоже будет холодным, а сама атмосфера сырой и мрачной, словно это солнце максимально недостижимо.

СС, я до последнего надеялась, что слова будут произнесены вовремя, или что без слов удастся донести главное, но увы. Мать оказалась без сна... Или с вечным успокоением? Скажи мне, ты тоже понял, что Старик - бог, куда раньше, чем этому появились доказательства прямые в пьесе? Уверена, что да. Немой бог, едва уловимый вершитель судеб. Уставший и в прислуге.

Они на меня смотрели, но меня не видели.

Как тебе Марта, друг?
Отсутствие материнской любви, бесчувственность, мертвенная холодность. Каменность внутри.
Мария - спасительница, которая опоздала. Любовь, которая не нужна без дома. Без ощущения себя как дома. Любовь, которую некуда привести и зачем было от неё бежать?
И последнее. Мать. Уставшая природа, Земля.

Долго не могла понять, что же мне напоминает эта пьеса. И сейчас не понимаю, но вот фильм "Мама!" точно приходит на ум, есть в них что-то схожее.

Кажется, первый блин всё-таки вышел комом. Не серчай, друг мой, я быстро учусь.

Молитесь же вашему Богу, чтобы он сделал вас подобием камня. Это — счастье, которое он приберегает для себя самого, единственное подлинное счастье. Поступайте, как он, станьте глухой ко всяким призывам, сделайтесь каменной, пока есть время.

Без посвящений, потому что ты и так поймёшь.

Комментарии

Здраствуй)
Какой прелестный заголовок у рецензии)
Я только сейчас в полной мере понял, что значит знак копирайта))
Из "письмя да в полымя"
Спасибо за рецензию, Надик)

Про Стейнбека ты верно. Тоже ко мне приходил и спрашивал про тебя: вы разминулись чуток)

Тут, кстати, часто упоминали о постороннем. Не просто ведь так, верно?

Да, тут Камю как бы взял фотографический негатив ноты Постороннего в своём романе.
Но тут он.. предельно атеистический и богоборческий: Посторонний - Бог.
Бог возвращается в дом. Бог.. тот, кто Слово, не может донести семье своей, людям, что он хочет и счастье.
В этом плане это очень мрачная пьеса.
Я бы даже сказал.. наиболее Андрее-Платоновская.

Друг мой, я знаю, как ты любишь Камю,

Помнишь ЧЧ Есенина?) Почему-то вспомнил..

Здесь мне начинает казаться, что у Камю странные отношения с солнцем. В Постороннем оно тоже было немым и жестоким свидетелем того, что называть нельзя. Дальше в пьесе солнце тоже будет холодным, а сама атмосфера сырой и мрачной, словно это солнце максимально недостижимо.

Здорово ты уловила эту ноту солнца.
Солнце у Камю в пьесе - это древнегреческий хор - рок.
Солнце не только не достижимо, но и.. и тут пожалуй самое главное отличие от Стейнбека: этот порыв Марты к солнцу и морю - метафизический акт самоубийства: стремление к дому Бога, которого.. нет: он тут. Но и тут его словно бы нет.
Если бы Кириллов из Бесов был женщиной и пантеистом, он бы.. был Мартой: стремление не просто умереть и стать богом.. а раствориться в солнце и растаять без следа, уснуть и снов даже не видеть и.. не возвращаться никуда, ни на Землю, ни в рай.
Это её бунт. Бунт.. уставшей души. Уставшей без бога и.. матери.

СС, я до последнего надеялась, что слова будут произнесены вовремя, или что без слов удастся донести главное, но увы.

Тут я улыбнулся, но потом грусть взяла своё...

Мать оказалась без сна... Или с вечным успокоением? Скажи мне, ты тоже понял, что Старик - бог, куда раньше, чем этому появились доказательства прямые в пьесе? Уверена, что да. Немой бог, едва уловимый вершитель судеб. Уставший и в прислуге.

Как ты точно про мать.. без сна. У каждого из героев пьесы - некое отсечение осязания и крыла существования: сон, слово, доверие..
Да, понял сразу, и даже раньше.
Если Ян - образ Христа. То.. всё понятно без слов.
В этом смысле пьеса цветёт обоюдоостро, и читатель, даже атеист, переживает за Яна. Словно бы он не Сын бога.. а последний человек.

Как тебе Марта, друг?
Отсутствие материнской любви, бесчувственность, мертвенная холодность. Каменность внутри.

Именно так.. отсутствие материнской любви и.. ревность. древнегреческая ревность. Полымя.
Мне кажется.. она раньше всех догадалась что это брат.
И.. что самое страшное, она хотела от него прямых слов.
Тогда бы.. простила его и разрыдалась ( в душе, быть может, и упала на колени).
Она совершенно поломана и опустошена. Тотально опустошена.
Знаешь на кого она чуточку похожа, друг? На сестру Грегора Замзы, из Превращения.
Друг, мой, она до того каменная внутри.. что ещё капля боли или молчания бога, и.. камень прорастёт цветком из груди. Камень обратится в храм.
Есть в ней эти две бездны - разом.

Мария - спасительница, которая опоздала. Любовь, которая не нужна без дома. Без ощущения себя как дома. Любовь, которую некуда привести и зачем было от неё бежать?
И последнее. Мать. Уставшая природа, Земля.

Всё верно, друг. Любовь без дома...
Быть может, она - сама дом. Но её не ценят.
Хотят добыть истину, которой нет. Нет самой по себе, для себя. Зачем эти игры, друг?
Зачем молчания людей и бога?
Всё решается вместе, тогда истина не нужна, тогда.. истина становится любовью, сразу: красотой всех.
Да, Мать-Земля.. уставшая, желающая покончить с собой.
И тут тоже.. тема Платонова.
А знаешь что самое страшное? Сын.. быть может чуточку хотел, чтобы всё так и было.
Это и с его стороны акт самоубийства.
Зачем тянуть? Пусть сразу всё встанет на места и все скажут себя как есть.
По сути.. это пьеса о тотальном самоубийстве...
Но в этом мраке есть один просвет и Надежда: здесь, на Земле - нет дома ни для истины ни для искусства ни для любви.
Они встретятся, где-то Там, встретятся. Но там не будет солнца и моря. Они.. станут солнцем и морем.
Они станут нечто единым, обнимутся сиротством и красотой бесприютной мира.

Долго не могла понять, что же мне напоминает эта пьеса. И сейчас не понимаю, но вот фильм "Мама!" точно приходит на ум, есть в них что-то схожее.

Да.. опять же, фотографический негатив.
Все перестали быть собой.. все, разом что-то утратили: и бог и человек.
Кроме.. Марии. Словно бы она подлинная Мать.

Кажется, первый блин всё-таки вышел комом. Не серчай, друг мой, я быстро учусь.

Что ты, не комом)
Видела бы ты блин, реальный блин, который я сделал на днях, ты бы улыбнулась))
Вот тот блин был комом.

Надик, отличная рецензия, спасибо тебе большое)
Разумного и светлого вечера тебе, милый друг)

+1 19.01.21
Я только сейчас в полной мере понял, что значит знак копирайта))

С открытием тебя!)

Но тут он.. предельно атеистический и богоборческий: Посторонний - Бог.
Бог возвращается в дом. Бог.. тот, кто Слово, не может донести семье своей, людям, что он хочет и счастье.

Учитывая, кто тут изображен богом, по-моему, куда печальнее, что он и не хочет. Бог устал, стар и не нужно ему ничего.

Помнишь ЧЧ Есенина?) Почему-то вспомнил..

На фоне в голове именно на этих строках он и играл. Забавно.))

Это её бунт. Бунт.. уставшей души. Уставшей без бога и.. матери.

Не, для меня она слишком уставшая, чтобы быть Кирилловым. Кириллов поживее. И им может быть только он, да, вот ещё главное.

Мне кажется.. она раньше всех догадалась что это брат.
И.. что самое страшное, она хотела от него прямых слов.

Кстати, не думаю, что она догадалась и чего-то там от него хотела.
Но вот её равнодушие после, когда она уже знала, да, пугает.

Знаешь на кого она чуточку похожа, друг? На сестру Грегора Замзы, из Превращения.

Если только чуть-чуть.

Сын.. быть может чуточку хотел, чтобы всё так и было.
Это и с его стороны акт самоубийства.
Зачем тянуть? Пусть сразу всё встанет на места и все скажут себя как есть.

Не согласна с тобой.
Он хотел уйти, понял, что тут ему не рады и он сам не готов. Но не смог, его уже опоили.

Тебе спасибо, друг.)
Снеговиковского настроения.

+1 20.01.21
Не, для меня она слишком уставшая, чтобы быть Кирилловым. Кириллов поживее. И им может быть только он, да, вот ещё главное.

Ты права. Но есть одно но, Надик: я люблю мыслить краешками мыслей, на цыпочках мыслей...
И вот если на миг, зажмуриться и представить ( почти так как я тебе писал как нужно смотреть на солнце, чтобы увидеть световой столб)), безмерно уставшего Кириллова.. ну, умершего и узревшего, что Там - всё не так, и умеревшего снова, и опять узревшего.. что всё пусто и не так.
И вот после 15 самоубийства Кириллова.. чуточку мелькнёт Марта)
М-да.. что-то я перемудрил.

Кстати, не думаю, что она догадалась и чего-то там от него хотела.
Но вот её равнодушие после, когда она уже знала, да, пугает.

Вполне вероятно, что не узнала.
Но если бы я ставил пьесу на сцене...)
А жестокость в конце, да, она как бы.. внахлёст.
Потому как бы и создаётся ощущение что она знала.

Если только чуть-чуть.

Я же говорю, на цыпочках мыслей)
Не даром меня в детстве чуть в балет не взяли...
Я бы там... Кириллова танцевал. Или лебедя.
Лебедя-Кириллова...

Не согласна с тобой.
Он хотел уйти, понял, что тут ему не рады и он сам не готов. Но не смог, его уже опоили.

Ты читала пьесу на днях, а я 3 года назад)
Может ты и права. Но.. если бы я ставил пьесу на сцене ( возглас из зала: не давайте "этому" ставить ничего!! Видели бы вы что он сделал с пьесой Чехова "4 сестры"!!)

Ещё раз спасибо, Друг)
Солнечно-столбового настроения, Надик)

+1 20.01.21
И вот после 15 самоубийства Кириллова.. чуточку мелькнёт Марта)
М-да.. что-то я перемудрил.

М-да. Явно перемудрил и вообще не туда, как по мне.
А я вот люблю нырять, а не цыпочки твои.
)

А жестокость в конце, да, она как бы.. внахлёст.
Потому как бы и создаётся ощущение что она знала.

У меня такого ощущения не было.
Просто она потеряла слишком многое. Вот и внахлёст.

Ты читала пьесу на днях, а я 3 года назад)

Ну, так не фантазируй так уж откровенно.))
Впрочем, можешь и фантазировать, я подправлю.

И тебе солнечного.)

+1 20.01.21
А я вот люблю нырять, а не цыпочки твои.
)

Надик, ты сама знаешь как я люблю нырять в бездну, даже не умея плавать, и буквально и нет.
Цыпочки это так... флирт. Кирилловская рожица на бумаге, когда он писал на столе перед тем как "нырнуть".
Цыпочки, знаешь.. они ведь тоже, могут быть над бездной.
Стояла на цыпочках над бездной или на карнизе в дождь и ветер?
Славно... посильнее Фауста и холодка от дула у виска.
Цыпочки они разные)

Впрочем, можешь и фантазировать, я подправлю.

Ну, в общем, всё как обычно)

С.Н.)

+1 20.01.21