Больше рецензий

1 февраля 2021 г. 08:00

5K

5 Статья - Сын Цветаевой. Лабиринты Леты (Часть 1)

​Данный текст — не статья в полном смысле слова, а скорее — попытка статьи, на манер цветаевской «Попытки комнаты».
Хотелось в композиционной стройности совместить два жанра: статью, с её глубиной проработки и использованием других материалов, (дневники Цветаевой, письма Ариадны и т.д.) и одновременно, ненавязчиво и чутко сыграть на белых и чёрных клавишах страниц данной книги, выведя определённый узор мелодии души и жизни Мура.

Голубой конус дрожащего света — в сердце.
Словно кто-то открыл окно на заре и затравленный солнечный зайчик испуганно прильнул к груди: дрожит, несчастный, а ты лежишь с книгой на постели с недоумевающей улыбкой и гладишь его, гладишь свою грудь и книгу: что с тобой случилось, милый? Кто тебя обидел?
Свет затих на груди. Рука дрожит на груди.. белая, солнечная.
Читаю первые строки дневника Мура: яркая, синеватая боль узнавания в памяти.
Пронзительное начало «Постороннего» Камю: Сегодня умерла мама.
И ещё, ещё что-то припоминает сердце, не менее грустное, тайное, что-то из Пастернака. «Доктора Живаго».
Небо на заре переливалось голубым огнём, словно разлитый и загоревшийся спирт...
Да, сейчас вспомню что-то самое главное…
Марина в письме Пастернаку писала, что когда родился её сын, в полдень, 1 февраля, во время вьюги за окошком, склянка со спиртом на столе, опрокинулась и загорелась голубым огнём.
Сын родился как бы из голубого огня и колбы, как гётевский Гомункул.
В это же время у Пастернака дома опрокинулась спиртовка и загорелась.
Мальчик родился с пуповиной, перевившейся через его шею: жуткое предзнаменование.
картинка laonov
Пастернак, провожая Марину и её сына в эвакуацию, дал ей верёвку, перевязать набухший, как бы беременный чемодан.
Натянул верёвку в руках, и с улыбкой грустной, заметил: крепкая, хоть вешайся…
На этой верёвке Марина и повесилась в сумерках сеней, на ржавом гвозде, приготовив для сына жареную рыбу.

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Этот странный факт многих смутит, по крайней мере тех.. кто не пытался покончить с собой.
Надежда Тэффи вспоминала, как во время революции, молодого матроса вели на расстрел по лужам, и он обходил их, боясь запачкаться и промочить ноги, словно бы думал жить ещё долго.
Эта рыба, быть может преследовала сына Марины во снах, и не только, но об этом позже.
По крайней мере здесь инфернальная психология сердца поэта во тьме: та, чьё имя — морская, вовсе не отдавала последнюю дань быту, с которым боролась всю жизнь, отвоёвывая место для бытия.
Нет, и вовсе не думала она, что Мур сможет съесть эту рыбу.
Тут что-то другое… Однажды в церкви у Марины был духовный экстаз а-ля св. Тереза: она вознеслась к голубому куполу, и плыла над головами людей и ангелов, как рыба…
Рыбе, русалке, что стала дочерью воздуха, не дали плыть и причинили ей ад и огонь: Марина вознеслась в воздух — физически, замерев в нём навсегда, на тонком, молящемся луче верёвки.
Стоп, а где же главная тайна, о которой ещё никто не знает?
Всё просто: Мур был сыном Пастернака.
Нет, зачала Марина его от Сергея Эфрона. Но..
В то время Марина была влюблена в Пастернака и вела с ним оживлённую переписку: соприкасались не тела, но души, слова: тёплая плоть души на простынях смятых листов.
Это удивительно, здесь есть какая-то доязыческая тайна: так в древности женщины зачинали от солнца, шума листвы и птиц, в которых превращались боги.
Как и в сказке Пушкина, Марина родила странное существо: она его называла — зверобушек.
Воробушек, и что-то ещё, звериное. Она называла сына — Мур.
картинка laonov
Ассоциативная, пушкинская цепь, на поэтическом, генеалогическом древе, чьи ветви тянутся к Пастернаку: Борис, Барс, Барсик, Мурзик, Мур. А ещё — Максик.
Но это чуть позже, когда кучерявый, как взошедшее осеннее солнце, сын, стал похож на её любимого друга — Макса Волошина.
Удивительным образом, взросление Мура отразило на себе физические и духовные качества её друзей, которых она любила.
Примечательно, что в конце своей жизни, Мур стал странно походить.. на Константина Родзевича, который признался перед смертью, что Мур, возможно, его сын.
Вот так просто, Марина разрушила преграду меж любовью и дружбой, телом и душой.
Пастернак чувствовал этот спиритуалистический секс переписки, испугавшись его, попятившись крыльями в синеве, как пловец, узревший русалку.
Марина, как крылатая Амазонка, взяла от мужчины своё, солнечное, и оставила беспомощного мужчину в недоумении на берегу белого, недописанного листа в приливе синевы тёмных строк.
Пастернак писал в начале «Доктора Живаго» о мальчике, одиноко взошедшего на могильный холмик матери.

Он поднял голову и окинул с возвышения осенние пустыри и главы монастыря отсутствующим взором.
Его курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась.
Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет.
Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал.

Эти строчки перекликаются со стихом Цветаевой.

И если в сердечной пустыне,
Пустынной — до края очей,
Чего-нибудь жалко — так сына,
Волчёнка — ещё поволчей.

Дневник юного сына Цветаевой начинается так:
За эти 5 дней произошли события, потрясшие и перевернувшие всю мою жизнь: 31 августа мать покончила с собой.
Далее приводятся 3 предсмертных письма Марины: сыну, поэту Асееву и эвакуированным.
По своей тональности эти письма похожи на письма к миру — Эмили Дикинсон.
Самое пронзительное — сыну: огляд сердца Эвридики, назад, на свою прошедшую жизнь.

Мурлыга! Прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это — уже не я.
Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить.
Передай папе и Але, если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик.

картинка laonov
Всё. Мир разрушился и рай облетел осенней листвой.
Пещера Эвридики обвалилась, засыпав под собой самых близких: дочку Алю, в застенках, и мужа — тоже, в застенках.
Мальчик остался один, по ту сторону лета, Леты.
Когда в 1939 году Марина с Муром на корабле возвращались в Россию, то вернувшись к вещам в музыкальном салоне, где они временно лежали, она увидела весёлых и танцевавших испанцев, один из которых ножом разрезал её книгу: Экзюпери, Планета людей.
Марина подбежала и вырвала книгу из рук.
Для Мура словно бы кто-то незримым ножом тихо разрезал целый мир, разделяя его с семьёй и прошлым: нельзя было вырвать этот распадающийся на глазах мир, спасти его.
Дневниковые записи — странная вещь: какое-то нежное сумасшествие: письма своему сердцу.
Иногда кажется, что Мур пишет письма.. своей умершей матери.
Марина однажды записала в своём дневнике (как бы пиша своему нерождённому сыну).

Спрятаться, потеряться — мечта, как себя помню.
Раз даже осуществила, в 4 года, в пассаже: негр над сухим фонтаном: как тебя зовут, девочка?
Для того чтобы быть собой, мне нужно потеряться, как во сне. Быть сонной, собой.
Я — это когда меня нет. Только мой восторг. Всё прочее — я, оставляю, дарю — вам!

Марина, словно нимфа, которую преследовал злой фавн, исчезла, умерла в смерть — стала собой: шумом листвы, дождём, улыбкой сына, когда он спит.
Дальнейшая жизнь Мура, словно поиск Марины, на грани сна и яви.
В этом смысле пронзительны строчки Мура о дожде: он словно бы преследует его первое время после смерти Марины.
Он ещё не знает.. что это Марина с ним рядом, оберегает его.
Дождь колосится рожью голубой, и в этой примятой синеве, идёт Мур, и Марина его обнимает, робко стоит у его окна, как бы стыдясь своей смерти, того, что она — дождь: седая и тёплая голова дождя на коленях сына; влажные руки, поцелованные дождём…
Как-то в детстве, Мур сказал Марине:

нужно было бы издать закон, чтобы все, у кого умерла мать, тоже умирали: убивались!

Прошло время и ссоры и радости с мамой прошли и она умерла, затихла, как дождь.
Мальчик не умер и вообще в дневнике скрывает свою боль.
После ссоры, в этом слове слышится что-то английское, чужестранное: прости.
Марина хотела ввести Мура в свой круг общения, поэтов, словно сын был её дополнительным, равноправным крылом, как и её друзья.
Но Мур ощущал себя в её компании - ущербным: в нём видели лишь сына Цветаевой. Его - Георгия Эфрона, не видели, словно его и не существовало.
Муру не нравились стихи Марины, его жизнь с ней: он любил стихи Валери и Малларме, рвался к свободе и... словно бы духовно отторгал мать в той же мере, в какой младенец, спелёнутый жарким существованием материнской утробы, словно буйный больной, кричащий что-то невнятное и бессмысленное в припадке боли самой жизни, покидает её плоть.
Марина чувствовала свою вину за его одиночество, слабое здоровье, некую болезненность и прозрачность существования.
Со стороны, он может показаться бесчувственным, посторонним всему миру: не он убился, весь мир убился и убивается в войне: убиваются матери, сыновья..
После одной из ссор в Елабуге, Мур сказал: одного из нас вынесут отсюда вперёд ногами.
Марина записала после одной из таких ссор в дневнике: Бездушный. Физическая энергия и головная.
А душа? Где? Как?

Мур записал в дневнике:

Мать часто говорит, что я совершенно бездушен, что у меня нет сердца, что я одинок потому, что это от моего характера: как она меня не знает!

В этом смысле дневник и письма Мура — это роман о подполье души, её затравленностью… жизнью и слишком сильной любовью, не желающей расслышать то, чего хочет, душа.
Цветаева писала: Мальчиков нужно баловать — им, может быть, на войну придётся.
Она словно бы торопилась надышаться своим сыном, зная.. не только свою судьбу, но и его.
Марина его растила сразу, для какого-то грустного рая.
И все её ссоры с сыном напоминали.. муки рождения души в мир: боль и счастье двух существ, по ту и эту сторону жизни — обнялись, невесомо приподнялись над землёй, словно кончилось время, потеряв координаты верха и низа, прошлого и будущего… потеряв себя друг в друге.
Кажется, что душа Марины уже при жизни обнимала душу сына как бы.. из смерти, и душа сына защищалась от души Марины, как ранка защищается от обнажённого мира, со всем его полыханием звёзд, вечерней листвы — голубым пластырем боли, отторжением от мира и даже тела: сплошная душа, кровоточащая, закрывшаяся в себе, как кантовская «вещь в себе».
картинка laonov
Любопытно воспоминание Бродельщиковой, в доме которой незадолго до трагедии жили Марина и Мур: ей казалось, что они ругаются за тонкой перегородкой по-еврейски.
Что-то и правда ветхозаветное было в этих ссорах: за ситцевой перегородкой, реял свет и сразу начинались времена Каина и Лилит, Агари и Измаила.
Но матери не стало, и эти голубые корочки боли и льда стали отпадать, на лету отражая прекрасный и яростный мир, обнажая совершенно не защищённую и ранимую душу.
В самой фамилии Бродельщиковых, было что-то не то от немецкого слова хлеб (brot. почти дом хлеба: Вифлеем, с его негативом рождения: не сын родился, но.. мать умерла), не то от брода, в реке смерти - Стикс, текущего среди высоких тёмных елей, через который Марина хотела перейти, укрывшись в смерти от безумия жизни.
картинка laonov
(Река Кама в Елабуге)

В любви Марины к сыну было что-то от матери Одиссея, не дождавшись его с войны, покончившей в собой, войдя в воды моря.
Марина пыталась укрыть сына от безумного мира, который уже отнял у неё дочку Ирину: Марина расширила своё материнство и как бы вобрала сына в сумку своей души (Эмили Дикинсон могла бы сказать о Марине, как и о себе: кенгуру, в чертогах красоты).
Мур фактически рос в жаркой утробе души Марины, (его братьями и сёстрами по утробе, были умершие люди: Гёте, Сафо, Байрон, Жорж Санд), расширенной до звёзд.
Душа Марины расширилась в мир в своём метафизическом материнстве, вместившем в себя многие века, подобно солнцу в конце времён: багровым шаром оно поглотило Землю и века.
Любопытно, что и Аля и сестра Марины — Анастасия, в письмах к друзьям, проговариваются о странной, федровой любви Марины к сыну.
И если Аля ревнует к такому мнению своей тёти, которая многое знала лишь по слухам, то сама она говорит, что было в этой любви нечто фрейдистское.
Ревность Али понятна: с неё, на Мура, тотально перенаправилась любовь Марины.
И всё же, разговоры об инцесте — абсолютное непонимание Марины и неуважение к ней.
В современном театре даже ставится пьеса на тему инцеста Марины и сына и имя Марины смешивается с грязью: мёртвый уже человек подвергается травле, как и при жизни: детоубийца, развратница…
Высказывается даже мысль, что именно этот грех повлиял на её самоубийство.
Что интересно, в дневниках Марины, действительно, с юности ещё, есть любопытные мысли о нежности к юношам, вообще к перепаду температур возраста.
Есть даже прелестное воспоминание о том, как в Крыму, когда ей было 17, она провела ночь с мальчиком 12 лет на холме.
Она вспоминала об этом как о рае любви.
Секса не было. Всё было чисто и светло. Марина — дивный андрогин, сама, чуточку мальчик, как бы выключала свет в комнате пола, и отдавалась светлому чувству детства, как утраченному раю, в котором её гомосексуальность имела солипсический наклон крыла духовного материнства.
После смерти Марины, душа Мура оказалась по ту сторону Лета, Леты, словно Одиссей, спустившийся в Аид к тени своей матери.
Отрезанный от мира в Елабуге, он подружился с таинственным «паромщиком» — Боковым, самым близким другом и учеником Андрея Платонова: с ним мальчик мечтает уехать из этого ада в Москву.
Прелестна мальчишеская ассоциативная нить мыслей Мура: немцам удалось бомбить Ленинград. Боков — несоветский элемент, обожает Бунина.. Пойду за мороженым!
В детстве Мур сказал как-то Марине, глядя на косой дождь в голубеющем небе: карусель!
Такое чувство, что мальчик прогуливается с ангелом по парку аттракционов где-то меж адом и раем, держа его за крыло.
Марина лечила печаль — шоколадом. Мур — мороженым.
Мура определяют в детдом в Чистополе. В лучших традициях мальчиков в романе Диккенса, он чудесно отлынивает от работ (в колхозе), где другие гробят здоровье.
Его волнует другое. Для него эта война и колхозы — декорации ада.
Здесь важно сближение с трагедией Марины.
Мур — вовсе не белоручка и не разнеженный барчонок: всё это — поверхностное.
В Муре, после смерти Марины, продолжалась её борьба между бытом и бытием.
Но у Марины были силы бороться, было творчество.
У Мура ничего этого не было: он был похож на есенинского жеребёнка, не поспевающего за поездом.
Вспоминаются слова Марины из письма к Пастернаку: в ответ на слёзы, ты мне — колхозы!
Мур видел, как быт планомерно и хладнокровно убивал его мать: он инстинктивно ужасался не работ, но нечто бессмысленно-тёмного в труде и быте: соучастниках убийства матери.
К слову, именно в Чистополе Марине отказали в работе судомойкой.
Но мало кто знает, что она проработала полдня судомойкой в Елабуге, и ушла, не закончив: устала.
Нет, труда она не боялась, но в то время — она была на грани истощения сил.
Мур не пишет о Марине, но когда накрапывает на окна осень, и он на вечеринке у девочек (нравится одна девятиклассница) объедается мёдом, конфетами, чаем, дождь словно улыбается за окном: мама рядом, и он словно бы с ней говорит.
В этом смысле поражает строчка из письма сестры Али, в ссылке скучающей по братику и пишущей своей тёте: небо полыхает осенью: я только с небом говорю о маме.
Два разговора брата и сестры об умершей матери, обнялись на природе, встретились на ней, словно на далёкой звезде.
С психологической точки зрения любопытен один эпизод: Мура заставили работать над "идиотской общественной нагрузкой" с перепиской детей: оказались недовольны. Х.. с ними.
Пропали две ручки: стибрили малыши. Сволочи! Одну — сам стибрил. Другая — Марины.

И через пару строк: чтобы я сейчас делал с мамой? По существу, она правильно поступила. Дальше было бы только хуже.
Мысль об украденной ручке, пробудила память о матери и робкую боль о ней, тут же попятившуюся: "правильно поступила".
Мур понимает, что если бы Марина была жива, она бы всё также покончила с собой: он мысленно прижимается памятью к ней, тоскуя, но тут же боль утраты наполняет его, и он одёргивает мысль, тоску: иначе он в мыслях пережил бы ещё одно её самоубийство, словно герой Соляриса.
Подобно древнегреческому хору рока в трагедиях, в дневниках Мура нарастают тени войны.
Мур в Москве. Слухи о её взятии, насмешливая прищуринка строк о панике интеллигентов и не только, пораженческие настроения… а мальчишка отдаёт переплести томик Бодлера.
Накупает книг, как мороженое души: Есенин, Ахматова, Андре Жид, Декамерон, Гоголь…
И чудесная с психологической точки зрения мысль через пару страниц: в последнее время много ем. Может будет голод. Наемся прозапас.
Цветаевская кровь: люди продают последнее, книги, драгоценности, запасаются едой, думают о бегстве.. а мальчик, рвётся душой в небеса прекрасного.
В мире рушатся и горят музеи, театры, сжигаются книги… а он всем этим словно бы хочет надышаться.
Марина однажды накупила в Париже много чудесных книг, подошла к столику, как к сокровищу, взглядом обняла их и сказала: нет, ну как я могу умереть, не прочитав всего этого чуда!
Задавали себе вопрос, чтобы вы сделали в последний день конца света?
Мур покупает мороженое и идёт в театр. Всё.
Никакой паники. Обычный день. Марина бы гордилась сыном.
Когда Москве грозило окружение и в городе началась паника, страницы дневника вспыхивают нравственным почерком «Подростка» Достоевского.
В последний миг Мур отказывается от эвакуации в Азию: страх рока и гибели: закольцованность судьбы Марины.
Мальчишка искренне пытается расслышать в своей душе голос бога, чтобы он помог ему с выбором в этом безумии… но бог молчит.
Жизнь бессмысленно сделала круг, как пластинка музыкальная в романе Сартра «Тошнота». Мур любил этот роман.
Он снова в Москве, откуда его спасла Марина, бежав с ним на край света: он дежурил на крышах ночных с друзьями и тушил зажигательные бомбы.
Марина сходила с ума от переживаний и в своём дневнике записала: если бы с ним что-то случилось, я бы не думая вышла в окно 7 этажа.
В Париже, куда так рвалась душа Мура сейчас, Марина записала в дневнике слова маленького Мура: Нужно окончательно убедиться, есть бог, или нет.
Философы, поэты, монахи… решали вопрос бытия бога тысячелетия… но словно не так, не тогда.
И вот, словно настало время для этого, и вся эта тёмная, звёздная тяжесть веков легла на плечи подростка и требует от него решить эту мысль — сейчас.
Эта мысль — симметрична равна жизни: его посещают мысли о самоубийстве. Он оказался в том самом тупике матери.
Записи в дневнике перемежаются с французскими и русскими строчками: он свершает как бы языковое самоубийство, боясь телесного, пятится в теплоту парижского прошлого, где была жива мама и отец был рядом, и сестрёнка.
картинка laonov
Пронзительно до слёз: первая попытка самоубийства Марины была именно в 16 лет, в театре, на представлении ростановского «Орлёнка» — револьвер дал осечку.
Мур, цветаевский Орлёнок, бессознательно искал встречи с матерью в смерти: это было его экзистенциальным спиритическим сеансом.
Потрясает обнажённый детский страх потерявшегося в осиротевшем мире ребёнка: боязнь идти рыть траншеи под огнём.. боязнь войны и этого мира. 
Тональность слов из романа Агеева "Роман с кокаином": "мама, где я? Помоги, где же ты!!»
Я не сразу понял, чем так потрясает запись от 16 октября 41 г. 
А потом вспомнил, с холодком на плечах: в этот день расстреляли отца Мура.
Невероятно, именно в этот день (то самое роковое число — 16), быть может, в тот же час, Муру приходят мысли о расстреле.. его самого, если он дезертирует.
В мыслях он видел, как его расстреливают, а в этот миг расстреливали в застенках его отца: оплакивая по детски себя, он оплакивал и своего отца.
И в конце дня, строчка, достойная Марины и Человека вообще на этой безумной земле: Но я счастлив, пока могу писать и жить.
Жизнь в первый год войны проходит как бы под сенью "Войны и мира" Толстого: вот на улице разорвалась бомба.
Раненые, крики, как ослепшие воробьи, бьются в листве и пыли, а Мур поднимает от всего этого бреда лицо в небеса, и, словно Болконский, любуется высоким синим небом.
Вот новая воздушная атака и Мур устал спускаться в бомбоубежище. Он остался дома: читал, писал, пил чай.
Это юный Болконский 20 века.
А вот уже Пьер: Мур эвакуируется на поезде. Станция — осень.
Интеллигентные люди, голодные, завшивевшие, словно настал конец света: закат — вполнеба!
Варят на костре картошку. Мальчик подмечает их глупые и милые лица.. красные носы, и вкуснейшую еду, как и Пьер в плену, со своей душой, помните? — Вы душу мою бессмертную хотите пленить?
В мае 1922 г. Марина уезжала с дочкой из России на поезде: На всех, на всё, равнодушьем глаз… нельзя ли дальше, душа? Хотя бы в фонарный сток, от этой фатальной фальши.
Когда Мур ехал в поезде на юг, в сторону вечного мая, словно бы ночью раскрылся дневник Марины и на нём, как при проявке фото, стали проступать новые строчки: глаза Мура, в поезде 1941 года, ожили взглядом Марины. В Марине, в том майском поезде, был взгляд Мура.
картинка laonov

Вторая часть
 

Комментарии


та, чьё имя — морская, вовсе не отдавала последнюю дань быту, с которым боролась всю жизнь, отвоёвывая место для бытия.

Красиво. Быт - бытие. Разница между ними. Мне нравится.

Задавали себе вопрос, чтобы вы сделали в последний день конца света?

Пила бы кофе из термоса на крыше высокоэтажного дома с книгой в руках. Наблюдая хаос.
А ты? Там явно что-то интересное.

В этой части статьи Марины, кажется, больше, чем Мура. И это не упрек, а просто факт.


Пила бы кофе из термоса на крыше высокоэтажного дома с книгой в руках. Наблюдая хаос.
А ты? Там явно что-то интересное.

Какая прелесть, Надик)
Вот тут мы с тобой разные.: я бы не кофе пил)
Да обычно бы провёл день. Встретился с родными. Потом.. поцеловал бы соседку баб Машу, к её немалому удивлению, потом.. кинул бы клич в сеть, чтобы во всех странах мира освободили несчастных зверей из клеток зоопарков: пускай день поживут на свободе.
Сам бы пошёл и освободил кое кого.
Попытался бы покончить с собой, пустив кровь, но сдержался бы, улыбнувшись.
Потом поднялся бы на крыши высокого дома. Там какая то прелестная женщина пила бы кофе и читала книгу.
Я бы подошёл к краю и замер ( руки в карманах). Женщина бы делала вид что читает, но я знал, что она смотрит украдкой на меня и улыбается чуточку, почти как ты сейчас.
Потом бы достал бутылочку красного сухого.
Ты спросила бы что у меня с запястьем.
Мы бы сели на край крыши...

В этой части статьи Марины, кажется, больше, чем Мура. И это не упрек, а просто факт.

Надик, так статья задумывалась как одно целое. Я не сам её разбил на две части, ты знаешь)
И потом.. по моей задумке, начало статьи должно было бы отражать ощущение Мура и Марины, как совместного почти существа, от которого он хотел освободиться.
Потому во многом и название: Лабиринты Леты ( река забвения, Лета.. последнего дня смерти.)

Кстати, а ты бы что сказала о той рыбе что Марина приготовила?
Просто там не может быть одного мнения. Там такой.. клубок жуткий причин.
Я тебе как то писал о этом, и версию предположил, хорошую, но теперь не помню её вообще.

Ещё раз спасибо, Надик)


Кстати, а ты бы что сказала о той рыбе что Марина приготовила?

Я бы тоже сделала себе свой кофе и оставила недопитым. Это просто штрих. Необъяснимый словами.
А у тебя какая версия?


Отличная мысль.
Нет у меня мысли. Я как барашек хочу вспомнить свою мысль что я тебе давно высказал, а вспомнить не могу вот и тычусь в ворота закрытые памяти. А помню, что мысль была интересная.
Да, со мной было нечто подобное, когда делал что-то в крайней депрессии и на полпути бросал дело и уходил, словно его и не было.
Но для Марины всё важно было. Символика особенно, речная и морская - тем более.
Кроме того.. нужно учесть, какие это были дни: с 26 на 27 августа арестовали Алю.
30 августа умер отец Марины.
Мура она толком никуда не отпускала, а тут на воскресник отправила. Улучила момент.
Там в избе нард всегда шлялся. Так что ей нужно было...
хотя такой излом мысли и мгновенный может быть, тут ты права.
Даже может последняя капля была.. на рыбе: воздуха не было у рыбы, как и у неё.
Может если бы что то другое готовила, то этого бы не случилось.
В этот день не случилось бы...


Для меня как-то органично в юности было воспринимать противопоставление быта и бытия. А сейчас поняла, что смотрю на этот конфликт по новому. Сейчас быт воспринимается одной из нитей бытия, интересно сотворить такое бытие, которое воспринимает в себя, обогащается этим.


Какое интересное замечание, спасибо)
Да Цветаева и не делила быт и бытие на чёрное и белое.
Как и пол, на мужской и женский, как и человека - на душу и тело.
Но ей нужна была эта взвихренность двух борющихся начал, которые в спокойном состоянии - и не борются вовсе, что и не хорошо само по себе и не плохо.
Просто в этой творческой борьбе они взаимно проникают друг в друга и возносят душу куда-то.. или, низвергают её, что тоже не плохо: высота бездны.
Быт ведь он не плох. Так мы можем дойти до старых и глупых мыслей о том, что тело - грешно и все его наслаждения и мечты - тёмненькие.
Нет. И тело может быть душой и душа иметь кожу плоти, жаркую.
Так и с бытом. Главное гармония.
Но... есть у Марины это древнее чувство, почти как в любимом её Откровении Иоанна ( с поэтической точки зрения, и правда - шедевр), когда те, кто был и не тёпел и не холоден, а так.. были хуже тех, кто грешил.
Вот эта успокоенность души на себе, полное очерствение её и немота - это корень быта. хотя слово уже нужно другое.
В быте есть опасность. И в море она есть и в волнении сердца)
Просто нужно жить)


Да Цветаева и не делила быт и бытие на чёрное и белое.
Как и пол, на мужской и женский


Я - консерватор, согласна с Дольским ))

«Принимай судьбу отрадно,
Не ищи других причин, -
Разделились беспощадно
Мы на женщин и мужчин…»
Из песни Александра Дольского.

Вспомнилось, когда-то написалось про эту дихотомию )

Те же ноги, те же руки,
То же сердце, тот же рот,
Только почему-то делят
На мужской и женский род!
Я, прости, не феминистка,
Чтоб кричать – как мы равны!
Полюса одной планеты,
День и ночь одной страны.
Инь и янь. Покой, движенье.
Ум и чувства. Ж и М.
Пустяковые различье,
Почему ж поток проблем?
Почему понять так сложно,
Нам другу друга иногда…
Если вы - опять налево,
Мы – неправы, как всегда!


Вот эта успокоенность души на себе, полное очерствение её и немота - это корень быта. хотя слово уже нужно другое.


Отчего происходит очерствение и немота? Не думаю, что это про быт. Толстая кожа, почти панцирь на душе может появиться как защита от боли, которая с бытом не связана. Но поэту не выжить в панцире, не чувствуя.

Поэты ходят пятками по острию ножа, и режут в кровь свои босые души (С)

И без панциря иногда тоже не выжить, когда слишком больно.


Шура, спасибо за статью, за первую её часть. Растрепала, разбередила.
Кто знает, если бы вложить в кого-то из нас хоть на минуту то, что и как чувствует другой человек, выдержали бы мы это? ( Я сейчас не про Мура, а про Марину) У каждого свой ад и свой рай.

Марина расширила своё материнство и как бы вобрала сына в сумку своей души (Эмили Дикинсон могла бы сказать о Марине, как и о себе: кенгуру, в чертогах красоты).

Кажется, что душа Марины уже при жизни обнимала душу сына как бы.. из смерти, и душа сына защищалась от души Марины, как ранка защищается от обнажённого мира, со всем его полыханием звёзд, вечерней листвы — голубым пластырем боли, отторжением от мира и даже тела: сплошная душа, кровоточащая, закрывшаяся в себе, как кантовская «вещь в себе».

чтобы я сейчас делал с мамой? По существу, она правильно поступила. Дальше было бы только хуже.

Мальчик.. Совсем ещё мальчик, защищающийся от силы её материнских чувств, оказавшийся вырванным из семейного лона, где когда-то был отец и мама, и сестра, и семейный уют (не тот вынужденный быт) и разговоры о книгах, и мороженое..
Он остался один..

Нужно окончательно убедиться, есть бог, или нет.
Философы, поэты, монахи… решали вопрос бытия бога тысячелетия… но словно не так, не тогда.
И вот, словно настало время для этого, и вся эта тёмная, звёздная тяжесть веков легла на плечи подростка и требует от него решить эту мысль — сейчас.
Эта мысль — симметрична равна жизни: его посещают мысли о самоубийстве. Он оказался в том самом тупике матери.

Потрясает обнажённый детский страх потерявшегося в осиротевшем мире ребёнка: боязнь идти рыть траншеи под огнём.. боязнь войны и этого мира.
Тональность слов из романа Агеева "Роман с кокаином": "мама, где я? Помоги, где же ты!!»


Георгий Эфрон. 19-лет жизни. Кто он для нас? Сын Марины Цветаевой.
Шура, спасибо, что помните. Спасибо, что пишете. Это нужно. Очень нужно.


Кто знает, если бы вложить в кого-то из нас хоть на минуту то, что и как чувствует другой человек, выдержали бы мы это? ( Я сейчас не про Мура, а про Марину) У каждого свой ад и свой рай.

За такие строчки отдельное спасибо, Вера.
За чуткость вообще спасибо.
Если статья тронула что-то в сердце - значит не зря старался.

Вера, большое вам спасибо.
Чудесного дня вам)


Про кенгуру очень хорошо, и абзац перед этой цитатой - очень-очень органично! И другие части рецензии - все так продумано! Хотя вот думаю, продумано ли? Скорее настолько прочувствовано, потому что это нельзя не заметить, в каждой строке такая любовь к поэтессе, ко всему ее существу, от того и такое глубокое понимание ее, ее жизни и тех, кто рядом с ней....поэтому и думаю, что может быть и на одном дыхании все это уже написано, потому что много думано-передумано.

Опять же я как всегда со своими психологическими вопросами.... мне всегда кажется, что когда такое личностное восприятие произведений и их авторов, то определенно существует нечто большее между читателем и автором, связь на каком-то невидимом уровне, когда читатель соединяется с этим автором и в какой-то мере копирует его судьбу, не сознательно, не пытаясь имитировать, но потому что он до определенной степени такой же как и тот человек, кем он восхищается, о ком он пишет. Собственно потому и возникает такое глубокое понимание жизни этого человека (писателя/автора), его произведений, потому что на одной струне. Когда любят, тогда и понимают всё!

Да, чуть не забыла написать, а первое, о чем подумала, что это ведь литературоведческая статья. Это часть из книги....Действительно написано человеческим языком, а не сухой анализ. Если бы так писали, люди бы еще до того как познакомиться с творчеством этого писателя или поэта уже бы его любили и с нетерпением предвосхищали встречу с его творениями.


Скорее настолько прочувствовано, потому что это нельзя не заметить, в каждой строке такая любовь к поэтессе, ко всему ее существу, от того и такое глубокое понимание ее, ее жизни

Спасибо за понимание)
Да, статья прочувствована.. до нюансов: тема Кэрролла в начале 1 части и в начале 2 части и конце 2, дождь...
Марина любила дождь.
Хотелось не просто прочувствовать жизнь Мура и его чувства, но и грамотно и ненавязчиво это отразить в статье: отсюда и тон домашний в статье: Марина-Мур и как итог, в конце, после смерти Мура, словно в Защите Лужина, он уже не Мур а Георгий Эфрон.
Он этого достоин. Он не просто сын Марины.

связь на каком-то невидимом уровне, когда читатель соединяется с этим автором и в какой-то мере копирует его судьбу, не сознательно, не пытаясь имитировать, но потому что он до определенной степени такой же как и тот человек, кем он восхищается, о ком он пишет. Собственно потому и возникает такое глубокое понимание жизни этого человека (писателя/автора), его произведений, потому что на одной струне. Когда любят, тогда и понимают всё!

Тонко подмечено и.. грустно)
Спасибо вам, синяя птица.

Если бы так писали, люди бы еще до того как познакомиться с творчеством этого писателя или поэта уже бы его любили и с нетерпением предвосхищали встречу с его творениями.

Ох, хотелось маленькую лепту внести в то, чтобы Мура знали и видели его хорошо, не искривлённо: столько ярлыков навешено на семью Марины. Жуть.
Вроде с любовью делаешь статью, вкладываешь в неё много, моментами - очень много, а потом.. бац, друзья и читатели просто бегут мимо статьи и по инерции ставят лайки, не читая даже 2 часть.
Больно как-то...

Спасибо вам большое за внимание)


Да-да, именно до нюансов... Это действительно достойно публикации не только на сайте....но в любом случае хорошо, что у нас всех сейчас есть трибуна...благодаря развитию интернета:)

Про то, что есть схожесть в восприятии действительности у того, кто пишет статью, и о ком она пишется....да....это действительно грустно....особенно в этом случае,т.к. поэтесса и ее судьба были одни из самых трагических в 20 веке....

Про то, чтобы другие читатели узнавали об этих судьбах...согласна. вот сейчас как раз ищу о Годунове...забытый танцовщик,такая судьба....и ничего! Совсем ничего. Как так может быть...на Западе отмечают его день рождения, а на Родине хоть бы упомянули что ли? Ничего! Великий партнер Плисецкой еще к тому же... Не говоря о том, что его индивидуальный вклад в искусство достоин монографии... Время все стирает....Книги нужны!


Вот и обещанная статья...

По крайней мере здесь инфернальная психология сердца поэта во тьме: та, чьё имя — морская, вовсе не отдавала последнюю дань быту, с которым боролась всю жизнь, отвоёвывая место для бытия.

Жареная рыба... почему-то подумала о том, что "дьявол в деталях". Такое, действительно, может потом преследовать всю жизнь. Вроде одна фраза, но в ней целая трагедия...
А противопоставление быта и бытия само по себе очень грустно. Когда человек вынужден вот так отвоёвывать место и время для бытия, творчества, себя.

Она словно бы торопилась надышаться своим сыном, зная.. не только свою судьбу, но и его.

Думаю, хорошо, что не знала всего...

И в конце дня, строчка, достойная Марины и Человека вообще на этой безумной земле: Но я счастлив, пока могу писать и жить.

Вечная фраза. Спасибо, Саш, что процитировал.

Раненые, крики, как ослепшие воробьи, бьются в листве и пыли, а Мур поднимает от всего этого бреда лицо в небеса, и, словно Болконский, любуется высоким синим небом.

Ох, сколько таких Болконских было на белом свете, которые вырывали (отвоёвывали) мгновения счастливого (хочется надеяться) созерцания среди ада вокруг... Как-то пафосно прозвучало, но ведь верно)

Мур ведь ушёл совсем молодым, да? Очень печально об этом читать... но твоя статья не беспросветная, есть в ней и тепло:

Он остался дома: читал, писал, пил чай.

чтобы вы сделали в последний день конца света?

Понравилось, как ты специально усилил "последний день конца" Конец света - это процесс, который длится и длится...
Не знаю, чтобы я сделала (да и никто знать не может). Было бы неплохо посвятить этот день созерцанию (природы, людей, города) в компании близкого человека...

Философы, поэты, монахи… решали вопрос бытия бога тысячелетия… но словно не так, не тогда.

Я, как ты знаешь, в Бога не верю... но вот какая мысль меня посетила. Это высказывание Ван Гога: "I always think that the best way to know God is to love many things."

Спасибо большое за статью, Саш! Видно, как много сил (и чувств) скрывается за кажущейся простотой и стройностью. И мне кажется, ты выбрал правильную тональность. А короткие выдержки передают боль тех, о ком ты пишешь... Не хочется много умничать, просто жалко и Марину, и её сына. Но времена не выбирают.


Вот и обещанная статья...

Пришлось статью разбить на две части)
В рецензиях оказывается есть лимит на количество знаков, кроме того, нельзя на одно произведение писать две рецензии в близкое время.
Грустно)

Мур ведь ушёл совсем молодым, да? Очень печально об этом читать... но твоя статья не беспросветная, есть в ней и тепло:

Да, в 19 лет всего.
Грустно очень. Уже в лититститут поступил.. уже на парах появлялся и читал свои вещи, девочки на него засматривались, он выделялся, и тут.. как часто было тогда: сын врага народа.
А враг народа был один и сама знаешь где.

Не знаю, чтобы я сделала (да и никто знать не может). Было бы неплохо посвятить этот день созерцанию (природы, людей, города) в компании близкого человека...

Ты права, Ник. Никто знать не может.
Но мысли твои мне нравятся)
Фантазировать можно вечно: какой бы это было конец света и т.д.
Но что то мне кажется, что если бы о конце знали, в городе было бы не так романтично и.. дымновато)

Это высказывание Ван Гога: "I always think that the best way to know God is to love many things."

А это уже милые блики милого пантеизма, который был близок и Марине и Шелли и Платонову и Набокову.
У последнего есть прелестный стих)

Мой друг, я искренно жалею
того, кто, в тайной слепоте,
пройдя всю длинную аллею,
не мог приметить на листе
сеть изумительную жилок,
и точки желтых бугорков,
и след зазубренный от пилок
голуборогих червяков.

Он сам по себе прелестен, но ещё и как символ: жизнь прекрасная в самых малых своих проявлениях, которые мы порой высокомерно или в суете жизни не замечаем.
А жизнь... прекрасна и божественна вся)

Ник, спасибо тебе за внимание)
Лёгкого и чудесного дня)


Пришлось статью разбить на две части)

Да, я поняла, что есть продолжение)

А враг народа был один и сама знаешь где.

Да, но я бы не сказала, что всё дело было в конкретной личности (сам знаешь какой). Скорее, в системе...
Спасибо за стих Набокова! Саш, и тебе отличного дня и вечера))


Хорошо как написали, Саша. И вот такое очень люблю:

В самой фамилии Бродельщиковых,... было что-то не то от немецкого слова хлеб (brot. почти дом хлеба: Вифлеем, с его негативом рождения: не сын родился, но.. мать умерла), не то от брода, в реке смерти - Стикс, через который Марина хотела перейти, укрывшись в смерти от безумия жизни.

Майя)
Спасибо вам!
Кстати, спасибо ещё за то, что я.. не увидел в фамилии Бродельщиковых - ели.
Я их бережно пересадил на берега Стикса в статье сейчас)


Угу, точно: бродЕли - хлеб ели.


Саша, какая тонкая и прочувствованная статья! Хотя нет, скорее не статья (этот жанр предполагает текст более академичный и сухой), а эссе с его вольной формой передачи мыслей и, главное, чувств.

пронзительны строчки Мура о дожде: он словно бы преследует его первое время после смерти Марины.
Он ещё не знает.. что это Марина с ним рядом, оберегает его.
Дождь колосится рожью голубой, и в этой примятой синеве, идёт Мур, и Марина его обнимает, робко стоит у его окна, как бы стыдясь своей смерти, того, что она — дождь: седая и тёплая голова дождя на коленях сына; влажные руки, поцелованные дождём…

Как здорово Вы это подметили! Я часто задумывалась над тем, как мать могла вот так в столь сложное время уйти и оставить сына, 16-летнего мальчика, одного, без поддержки и опоры? Ясно, что у неё были на то причины. Но всё же... А прочитала приведённые Ваши строки и вдруг поняла: а она и не уходила никуда, она осталась с ним, оберегая и помогаю в нужную минуту.

чтобы вы сделали в последний день конца света?

Хороший вопрос... Обняла бы своих близких и друзей, каждого, и сказала бы им, как я их люблю, как они мне дороги. То есть сделала бы то, что обычно, в суете проблем и забот, мы делать забываем.
Спасибо Вам за то, что делитесь своими мыслями и ощущениями. Солнечного Вам дня!
А я пошла читать вторую часть))


Лика, рад вам)

а эссе с его вольной формой передачи мыслей и, главное, чувств.

Ой, да слов умных и учёных можно много напридумывать.
Порой важнее нарушить норму и сказать по существу и в художественной форме некоторые моменты, которые прояснят и осветят проблему глубже академичного и сухого разбора.

А прочитала приведённые Ваши строки и вдруг поняла: а она и не уходила никуда, она осталась с ним, оберегая и помогаю в нужную минуту.

Лика, а это вообще отдельный и.. таинственный разговор.
У Марины, как и у многих поэтов, частичка мозга или сердца, не знаю, жила где то в лазури, и потому она думала и поступала, порой не видя реальности, через реальность, не понимая многих очевидных для нас вещей, но зато видела что-то другое, и шла в этой лазури, в которой нет смерти и она всегда рядом с сыном.. и дочкой.
Да, у каждого человека в лазури и мысок сердца и мозга.. но не каждый ярко это сознаёт.
Марина порой до смешного была беспомощна в быту, словно рыба на суше: бросала курицу в кастрюлю и говорила: варись.
Ну забавно же)
А так, она реально в тупик зашла со всех сторон. В том числе и с политической стороны, когда её хотели в Чистополе склонить к работе на НКВД.
Если бы она отказалась, а она отказалась, пусть и ей сказали - подумать, то уже за сыном пришли бы и могли шантажировать. Она бы этого не вынесла.
Стать стукачкой, как вербовали Алю, она тоже не могла.
Лика, тут только в этом уже пат. А кроме этого ещё была лавина всего.

Какой хороший у вас вышел конец света)
(забавно звучит).

А я пошла читать вторую часть))

Лика... а вы чуткая. Очень.
Спасибо вам большое за внимание и чудный коммент)


Спасибо, Саша, сижу со слезами на глазах, дочитав вашу статью. Какая необычная у вас Цветаева! Как же тяжело жить, когда поэзия разъедает изнутри, мучает, терзает! И это поразительное отцовство Мура… И то, что он и примирился - и не примирился с решением, с уходом матери: помните, у Брэдбери, «дети всё простят матери, кроме её смерти»?..
Мне кажется, проделан титанический труд — и практический, я имею в виду анализ материалов, и душевный — всё поразительным образом кажется пережитым лично! Ваши статьи — явление беспрецедентное тут.


Светлана, очень рад вам)
Спасибо большое за тёплые слова!
Это не у меня Марина необычная: она всегда и везде необычная)
Попытался пропустить все метания отношения через себя, чуточку выносить их в себе ( Мур и Марина снились мне когда писал статью) и потом живо это изобразить.
Надеюсь получилось.
Отцовство Мура... да, тут всё как в стихах. Да он и сам - стих.
Во второй части статьи у меня был эпизод, где я сравнил Мура в Ташкенте с Мандельштамом.
А потом зачем-то удалил пару строк этого сближения.
Как и много чего удалил: стыдно как то стало, что и так статья выходит длинная и из 2 частей даже.
Про мысль Брэдбери - грустно. Тут у Мура особый спор уже был с ней, после её ухода.
Пережито лично... более чем, Светлана.
Спасибо вам огромное за внимание и чуткий комментарий!
Доброго дня вам)


Александр, спасибо огромное за эти две части, такие глубокие, продуманные и часто написанные не умом, но сердцем.

Временами кажется, что Вы своих героев - сын и мать, их жизненные перекрещивающиеся линии, четко вписываете в литературный контекст произведений близких им и любимых ими писателей. В целом, аналогии, конечно, видны. Так делала и Марина - со своей судьбой и судьбами других... У Вас хороший, умный текст получился, текст человека влюбленного в творчество М.И., в нее саму и берегущего, заслоняющего от случайных наветов, ее память.

В ряде случаев мне кое-что заметилось, может быть потому, что у меня есть другие сведения: первая попытка самоубийства промелькнула в 12 лет, в Германии, когда Марина, поссорившись с Асей, решила утопиться. Потому еще через два года,послед смерти матери, Ася помешала Марине повеситься - проходя мимо комнаты сестры, она увидела, что та на табуретке и просовывает голову в петлю, вбежала с криком и всё прекратила. 26 сентября С.Э. не родился, на три дня позже, но Марина везде писала и говорила, что именно 26-го сентября, подчеркивая, что они "одноколыбельники". Сын Георгий, если внимательно читать дневники Сергея и письма Марины, получается сыном Родзевича. Но это неважно, он, конечно, Эфрон или лучше: Марин Цветаев. В свое время, когда выходили статьи цветаеведов на эту тему, я думала, что это "клубничка", желание найти что-то сенсационное. А потом поняла, что это действительно так, но значения, по сути, никакого не имеет - он всё равно сын Сережи и Марины.

Не знаю, почему Вы не упомянули первую часть "Дневников" Мура - "Неизвестность будущего", целиком посвященную его жизни с Мариной в СССР. Возможно, это моя ошибка: на "Дневниках" я не указывала тома 1-й и 2-й, как это было сделано еще в Вагриусовском издании 2004 года. В итоге многие читатели, наверное, вообще могли решить, что он написал только один том, а их два. И этот первый многое дает для понимания отношений между матерью и сыном, показывает взросление и изменение последнего. 

У меня есть мечта издать эти "Дневники" в одной книге большого формата. Ну м.б., так и будет, посмотрим.

Спасибо Вам большое за такое чуткое служение поэту, за любовь и аккуратность в трактовках - ответах ей через года. А от меня лично большое спасибо за то, что "бежите" за мной следом, будто подтверждая мне правильность выбора моего собственного пути - издания книг Марины Цветаевой и о ней.

Удачи Вам и пишите - "главное: не успех, а успеть".





Александр, спасибо огромное за эти две части, такие глубокие, продуманные и часто написанные не умом, но сердцем.

Это не сложно, просто у меня ума не так уж и много) А вот сердца.. хоть делись.
У Али в письмах чудесно написано про способности к Математике, что она в ссылке, от уютной работы в кабинете, с цифрами, ушла.. в лес и холод, рубить.
В природу и свободу ушла от клеток цифр и внутренней тюрьмы души вещей, заключённых в алгебру и клетки.
Маринина порода)

Потому еще через два года,послед смерти матери, Ася помешала Марине повеситься - проходя мимо комнаты сестры, она увидела, что та на табуретке и просовывает голову в петлю, вбежала с криком и всё прекратила. 26 сентября С.Э. не родился, на три дня позже, но Марина везде писала и говорила, что именно 26-го сентября, подчеркивая, что они "одноколыбельники".

Про попытку топиться, я знал, а вот про попытку повеситься.. спасибо, новый факт для меня. Грустно всё это..
Про Сергея Эфрона я разумеется знал, что не 26. Но я писал по "календарю Марины")

Сын Георгий, если внимательно читать дневники Сергея и письма Марины, получается сыном Родзевича. Но это неважно, он, конечно, Эфрон или лучше: Марин Цветаев.

У меня были такие предположения..
А вообще, тут так дивно и странно всё с Муром.
Он на протяжении жизни, словно Протей, был похож на тех, кого любила Марина и с кем дружила она: Мур в детстве был вылитый медвежонок Волошин)

Не знаю, почему Вы не упомянули первую часть "Дневников" Мура - "Неизвестность будущего", целиком посвященную его жизни с Мариной в СССР. Возможно, это моя ошибка:

Да я просто ещё не читал этот том)
Нет, не думаю что ваша ошибка. В данной книге есть сведения, что это часть дневников.

У меня есть мечта издать эти "Дневники" в одной книге большого формата. Ну м.б., так и будет, посмотрим.

Чудесная мечта)
Вы очень светлый и прекрасный человек, Елена (в прямом и переносном смысле, я чуточку проверил)).
Надеюсь ваша мечта осуществится.
Я тут на лл делал несколько попыток побликации фотоальбома Марины, Али и Мура. Разных и в разном тоне.
Как мне кажется, такого жанра фактически или нет сейчас или редок ужасно и не проработан.
А это действительно интересно. Под фотографиями можно симметрично и любовно привести отрывки из писем, дневников, воспоминаний, составив узор времени и души.
Или же просто художественно осветить фотографии, в строчках под ними, исходя из фото.

Это вам спасибо, Елена)
За весь ваш труд и любовь к Марине Цветаевой.


Александр, здравствуйте!

"Не умом" - я, конечно, имела в виду, что не сухо и рассудочно. Получился двойной смысл, Вы хорошо на него улыбнулись!

Альбом - это да, очень правильная мысль. Такой есть у Марины, а можно было бы и для всей семьи сделать.

Мы когда-то с бывшим директором РГАЛИ думали об альбоме Алиных и Муриных рисунков. Но это впереди. Вообще - много чего впереди, нужно только работать...

Рада была Вас встретить на ЛЛ.


Какой вы экзальтированный, однако.


Это плохо?