Больше рецензий

AK-74M

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2021 г. 20:33

748

5 Кодзима гений

"Кодзима гений" - под этим прозвищем игровому сообществу в целом и мне в частности известен японец Хидео Кодзима. Так полушутя называют одного из самых известных и влиятельных гейм-дизайнеров мира. Забавно, что название русского издания тоже дано с учётом этого факта. Главные работы Кодзимы - серия игр Metal Gear и неоднозначная Death Stranding. Правда, о нём и его играх знаю только понаслышке. Естественно, увидев его книгу, я, как любитель компьютерных игр и японской культуры, захотел с ней ознакомиться.

Основой концепции книги является понятие мема — единицы значимой для культуры информации. Термин «мем» и его определение были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году. Особенно важно для концепции книги мнение Докинза, что мемы, подобно генам, для размножения копируют сами себя. Нужно учесть, что научный статус меметики носит спорный характер, не стоит принимать её утверждения как постулаты. Для Кодзимы мемы - это книги, фильмы, музыка и другие произведения, которые повлияли на него и других людей. Собственно, в данной книге он этим и занимается - распространяет мемы. Знания и впечатления, что он получил от чтения и просмотра, толкают его к этому.

Собранная в данной книге серия эссе рассказывает о книгах, фильмах, аниме и музыке, которые Кодзима считает наиболее повлиявшими на себя. Какой он, оказывается, библиофил! Не упустит момента сходить в книжный магазин и найти новую книгу - новый источник знаний, вдохновений, опыта. Короче, новый мем. Он много пишет о своих впечатлениях. Часто рассказывает о событиях в своей жизни, которые происходили во время чтения. Иногда упомянутые события как раз и привели его к этому произведению. Изредка события заставляют вернуться к произведению спустя десятки лет после первого знакомства, взглянуть иным взглядом, получить новые впечатления и реплицировать мем снова. Рассказывает, конечно же, и о том, как мемы повлияли на него, особенно на его творчество. Неожиданностью оказалась музыка, повлиявшая на Кодзиму, особенно то, как она повлияла.

Для коренного японца закономерно, что многие произведения из этого списка - японских авторов. Поразительно, какую красоту и смысл закладывают в свои творения японские авторы! Поразительно, какую красоту и смысл видит в них японский читатель Кодзима! И мне кажется, их восприятие немного различается. Люди-то разные. Вообще, Японию автор упомянет не раз. Особенно потому, что немалую часть его мемного генома составляют книги и фильмы о катастрофах. Японию и так неслабо трясёт. А совсем недавно, 11 марта 2011 года,  произошло сильнейшее в истории страны землетрясение, дополненное цунами и аварией на АЭС Фукусима-1. Судя по тому, что и как Кодзима пишет, это произвело на него неизгладимое впечатление. В катастрофе он видит угрозу, вызов для страны, в его словах видны страх, некоторая обречённость, но также решимость и надежда.

Ещё одна сквозная тема эссе - одиночество. Начиная с одиночества необитаемого острова и заканчивая изоляцией в группе, одиночеством в толпе. Упоминаются самые разные одиночки: моряки, потерпевшие кораблекрушение, дети, так или иначе потерявшие родителей, хикки, замкнутые в себе. Включая самого автора: Кодзима был одинок в детстве из-за графика работы родителей и смерти отца, но преодолел одиночество. Несколько влиятельных произведений нашли отклик в его душе. Одни - атмосферой одиночества, другие - преодолением изоляции, а некоторые - и тем, и другим сразу. Думаю, современным людям стоит уделить пристальное внимание этим книгам и фильмам.

Параллельно с темой одиночества идёт тема семьи, особенно отцов. Для Кодзимы это один из путей ухода от одиночества, вместе с работой, чтением и общением с друзьями. Кроме того, для него это значимые воспоминания. Как старые, из детства, когда его отец, хоть и проводил с ним мало времени, но всё же смог дать важные эмоции, знания, жизненные установки. Так и новые, из детства уже детей Кодзимы, который старался искать общий язык с детьми, поддерживать с ними общение, передавать опыт своей жизни. Несколько упомянутых книг и фильмов плотно затрагивают тему семьи, семейных отношений, отцов и детей. В некоторых из них поднята тема смерти родителей - отражение жизни самого Кодзимы.

По общему впечатлению "Гены гения" напомнила книгу "Диалоги" Анри Картье-Брессона . Здесь тоже нет какой-то конкретики. Хотя название книги выглядит хвастливым, в тексте Кодзима гораздо более сдержанный и скромный. Почти не пишет о своих успехах, больше о трудностях, преодолённых и преодолеваемых в жизни. Личность, нет, не гения, но всё равно очень талантливого, интересного человека, раскрывается косвенно, по событиям и выбранным произведениям. А так же по авторскому стилю. Стиль у него хороший. Он умудряется сочетать красоту и образность, смысл и философию, атмосферу и настроение. Японец во всей красе! Касается узких личных тем, затем обращается к широчайшим, общечеловеческим вопросам. Словно про него Блок писал. И про "жар холодных чисел" - Кодзима участвует в разработке игр. И про "дар божественных видений" - всеми признаётся его талант геймдизайнера, его игры выделяются из общего ряда. И про "острый галльский смысл и сумрачный германский гений" - японская культура, носителем которой Кодзима является, бережно сохраняя традиции, вбирает в себя элементы других мировых культур.  А ещё в его играх столько скрытого смысла, что даже слишком.

Из книги можно почерпнуть много интересного, дополнить свою библиотеку и фильмотеку. В ней есть над чем подумать. Рекомендую!