Больше рецензий

13 февраля 2021 г. 15:44

513

3

Тяжелое для меня произведение оказалось.
Я не любитель стихотворной формы , а тут еще и незнакомый ритм, незнакомые слова.
Была проблема в каком переводе читать. У Лозинского более современный, уже 20 века, но вначале почитав я решила читать , в уникальном переводе Дмитрия Мина, выполненном еще в 1855 году.Он более сложный, но более приближен , как мне показалось к оригиналу. И в этом переводе книга идет с комментариями, чуть не каждое слово в каждой строфе. Это отвлекает, но без этого сложно понять о чем там речь. Мне не были известны имена и название Италии, встречающиеся в тексте, а от обилия древнегреческих , мифологических кружилась голова.
Опять же отвлекаясь после каждого слова на комментарии я не видела красоту самого стиха или перевода. Но без этик комментариев я просто ничего не понимала. И если у Лозинского много слов даже старинных, то что говорить о переводе Мина- тяжело было приноравливаться к предложениям состоявшим практически только из таких слов как, нисшел , отъял, вперя, оттоль, длани….Но в этом варианте есть краткое содержание у каждой песни, что очень помогает, без него я бы точно не поняла много чего.
Сам сюжет очень странен, каких только страстей не нагоняет Данте на читателя. И я не поняла, почему он решает какой грех более тяжел и какого наказания заслуживает каждый. Возможно это тогда как то обсуждалось, но я право не со всем согласна.
Непонятно было какое отношение имеют древнегреческие философы, люди жившие до христианства , до католичества вообще к этому. Хотя там в этом аду все строится именно на тех чудовищах, богах и героях Греции- у меня это вызвало непонимание. Хотя конечно мне более интересны они, а не люди Италии, которых я вовсе не знала. В кучу смешаны и троянцы, и католические папы, и французские рыцари, и ростовщики иудеи ,и даже Магомет и Саладин. Вот уж конечно учение Магомета ересь для католиков , что они его посадили в ад , который придумали христиане. Он в своем мусульманском раю находится видимо , а тут ад. Или же это Аид, раз мифологические чудовища там? Я терялась .
Но конечно , то что бедным несчастным младенцам неокрещенным тоже нашлось там место в этом аду, это просто выше моего понимания. Хорошо хоть в первом кругу, или даже за кругом.
Чудовищные сцены, страшные пытки- читать было не страшно, а ужасно неприятно.
В итоге , последние 4 песни из 34 я просто прочла без комментариев. Устала от всей той жестокости и захотелось побыстрее закончить это безобразие.
Но насладится стихом не получилось ,ужасы, что там придуманы,не дают насладится им, да и Данте как путешественник тоже порадовал- он то случайно бьет ногой по головам, то специально выдирает волосы у грешников, за то, что ему не назвали свое имя. В общем праведник.
Дальше читать не очень хочется, хотя в юности читала эту книгу, но абсолютно не помню что там будет. Компания в аду мне по душе- Сократ, Гомер, Магомет и подобные известные, а вот со святыми я бы не хотела встречаются , если они там будут дальше. Неинтересны и никто их не будет помнить. Хотя в книге там аллегории конечно, и я их просто не понимаю, а воспринимаю как есть.
Короче, если хотите повстречать тех людей которые оказали просто огромное влияние на жизнь общества в целом- отправляйтесь в ад.
Ну а тогда в средневековье наверно по другому думали. Вот Данте и показал как.
Это конечно уникальная книга, то и что она так давно написана и дошла до нас, показала все что в то время думали , знали и представляли люди об устройстве мира, о пороках, о знаменитых людях древности очень интересно.