Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 февраля 2021 г. 10:49

2K

3.5 Уходящая эпоха пионеров и советского детства

В детстве мне не довелось прочесть эту книгу, возможно зря, а может и к лучшему.
О сюжете я не знала ничего, ожидала, что тут на первом плане будут фигурировать животные, но нет. Хотя я сразу поняла, почему произведение так названо.
Эта история о Таньке Сабанеевой, 15-летней школьнице, которая переживает свои радости и печали, дружбу, первую любовь.

— Саранки, — повторила мать, — они ведь не растут под Москвой. Отец очень любил наши цветы, и мне так хотелось, чтобы ты поднесла их ему!
Таня ничего не сказала, и мать добавила:
— Он добрый и хороший человек.

Стоит отметить, насколько понимание человеческих ценностей, представленное в книге у подростков, отличается от нынешних. Над некоторыми моментами даже хочется всплакнуть или по-доброму посмеяться.
Наивно и несколько сумбурно показаны детские чувства, в тексте много глубоких размышлений и светлой печали. По-своему странно и стихийно раскрывается юношеская любовь, в которую хочется верить, но эмоции скомканы. История предсказуемая, но короткая, читать интересно.


- У меня нет теперь красивого платья, которое так нравилось тебе.
- Зачем ты говоришь о своем красивом платье, я его совсем не помню. Я
думаю только о тебе.
- Всегда? - спросила Таня.
- Всегда. Даже тогда, когда я тебя не вижу.

Есть семейная драма, и автор делает акцент на то, как важно ценить тех, кто всегда рядом, несмотря на обстоятельства. В повествовании появляются такие элементы, которые не удивляют современного человека, но в период дефицита были редкостью. Каким трогательным был эпизод на Новый год! Какую радость могут принести самые обычные вещи!
А как отличались люди! Герои отличаются добротой, искренностью, чувством долга, чести и справедливости. Истинные пионеры. Даже негативные эмоции, обида и ревность раскрываются через мелкие проказы и детали, которые не у всех детей из современного поколения вызовут отклик в душе.

— Филька, Филька, — сказала она с укоризной, — все ты забыл, решительно все! Какие уж там запятые! Почему ты слово «товарищ» пишешь с мягким знаком?
— Это глагол второго лица, — ответил без смущения Филька.
— Какой глагол, почему глагол? — вскричала учительница.
— Конечно, глагол второго лица, — с упрямством ответил Филька. — «Товарищ! Ты, товарищ, что делаешь?» Отвечает на вопрос «что делаешь?».
Громкий хохот прошелся по всем скамьям, заставив Таню поднять лицо. И когда Филька снова взглянул на нее, она уже смеялась своим милым смехом громче всех остальных.
Филька, чуть ухмыльнувшись, стряхнул со своих пальцев мел.
Филька был доволен.
А учительница с недоумением следила за ним, слегка прислонившись к стене.
Как этот мальчик, которого она ценила за его быстрый ум и находчивость, мог быть доволен своей грубой ошибкой? Нет, тут кроется нечто другое. Дети обманывают ее. А она-то думала, что хорошо знает детское сердце!

Есть тут и отголоски старого воспитания, прекрасно показано время, когда школьники самостоятельно интересовались литературой, науками, старались быть грамотными и вообще образованность имела огромное значение в жизни. Не говоря уже об отношении к дружбе и семье. Персонажи изображены так образцово, но у них есть свои чувства, мотивы. Дети простодушны, неопытны, хоть и бывают жестоки, но всё же история цепляет.

— А я видел Горького, — сказал он неожиданно и сильно покраснел, так как ни одной капли хвастовства не выносила его душа.
Дети поняли его смущение.
— Расскажи! — крикнули они ему.
— Вот как! — сказала и Александра Ивановна. — Это очень интересно! Где ты видел его? Ты, может быть, разговаривал с ним?
— Нет, я видел его только сквозь деревья сада. Это было в Крыму. Но я плохо помню. Мне было десять лет, когда мы с папой приехали туда.
— Что же делал Алексей Максимович в саду?
— Он разжигал близ дорожки костер.

Р. Фраерман показывает, что нужно доверять родным, делиться жизненными переживаниями и вступать в диалог с родителями.

«Зачем она смотрит на отца, когда целует меня? — думала Таня. — Не затем ли, чтобы показать ему: „Вот видишь, я ласкаю твою дочь, и ты теперь ничего не можешь сказать мне, и она тоже ничего не может сказать“.

Повесть ввела меня в такую тоску и щемящую ностальгию, что я не могу от неё отойти. Современный ребёнок может и не понять ту эпоху, поэтому нужно правильно преподнести текст. Не говоря о том, что у 15-летних подростков сейчас совсем другие интересы. Тем не менее, даже взрослым почитать советую.

Что же сегодня случилось? Неужели эта бегущая к морю река навеяла на нее эти странные мысли? С каким смутным предчувствием следила она за ней! Куда хотелось ей плыть? Зачем понадобилась ей австралийская собака динго? Зачем она ей? Или это просто уходит от нее ее детство? Кто знает, когда уходит оно!