Больше рецензий

LikaRamzy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 февраля 2021 г. 15:16

607

3

Дебютный роман в жанре психологического хоррора, внезапно пробившийся сразу в бестселлеры 2018 года от сценариста фильмов ужасов. На русский язык название романа перевели как "Молочные зубы". С одной стороны сразу подразумевается что-то детское, с другой - что-то временное, проходящее. В Великобритании роман получил название "Bad Apple" или "Гнилое яблоко", или "Паршивая овца". Кто-нибудь вообще знает, зачем они это делают? Почему меняют авторское название?

Сюжет не оригинален. Алекс и Сюзетта Йенсен идеальная шведско-американская пара. Сюзетта с детства имеет серьезные проблемы со здоровьем, которые приобрели хроническую форму, не без помощи ее собственной матери, а точнее при отсутствии какой-либо помощи с ее стороны. Теперь Сюзетта полна решимости не повторять ошибок матери, и к материнству она относится типа очень серьезно, особенно на показ, особенно для мужа, ага. Дальше узнаем, что у них появилась дочь Ханна, и все вроде нормально было ... до сих пор. Только Ханна не говорит, к семи годам она умеет читать и писать, понимает речь, но не говорит. Более того, девочка не уживается ни в одном детском саду или начальной школе. Ей приписывают агрессивные, жестокие поступки, в которые родители просто отказываются верить. Поэтому девочка находится на домашнем обучении. Ее образованием вынуждена заниматься Сюзетта 24/7. И чем больше времени проходит, тем больше Сюзетта убеждается, что Ханна ее ненавидит. Ее проказы становятся все более жестокими, и совсем не детскими. Ханна в глазах матери превращается в коварного садиста-манипулятора. Сюзетта начинает опасаться за свою жизнь или за свой рассудок, или за то и другое стразу. Ведь при Алексе, дочь ведет себя идеально. Что если это все ей только кажется? Что если это из-за лекарств? Из-за ее болезни? И ее дочь вовсе не психопатка, а это у нее с головой что-то не так?

Повествование идет от двух лиц последовательно. От имени Сюзетты и от имени Ханны. Таким образом, читатель обозревает сюжет с двух разных точек при этом не забираясь к ним в голову. Хоть за это автору спасибо. Потому как наблюдать за этим абсурдом тяжко, появляется навязчивое желание накостылять главной героине примерно три раза за абзац, вернее всем героям в равной последовательности, перемежая это восклицаниями: - Ты что дура?! - Нет ты точно идиот... - Кто-нибудь еще есть на этой планете фриков?! и т.д.

По итогу, средненький психологический триллер, с заделом на экранизацию, где предпочтение отдается картинке, а не внутренним обоснуям. Некоторые моменты показались мне не логичными и бесячими до скрежета коренных зубов, например, сложно связать возраст и поступки Ханны, даже при условии лютой гениальности, или как раз при наличии этой самой гениальности. К родителям у меня тоже вопросы, это же какой отбитой надо быть, чтобы позволять ребенку всё, прикрывая это своей любовью, а? Это же рецепт катастрофы. Ну вот представьте себе ситуацию, вы просыпаетесь, а у вас пол головы острижено. И вы такая, оп, да она всего лишь ребенок и ...все. Или ваша доча подходит к папе и просит распечатать голую фотку мамы. Папа такой, ой конечно, золотце, на! Серьезно?! Или доча вам коллажик слепила из фоток трупов и вашей фотки, семилетний мать его ребенок! И никто не придал этому значения. Никто не побежал прятать ноут и проверять ее психику, все дружно восторгаются ее творческими успехами. Ощущение что им вообще наплевать, что у их дочери в голове. Матери потому, что максимум на что ее хватает это выдавить из себя "Я все папе расскажу" и спрятаться, при этом не приводя даже эту жалкую угрозу в действие. А отцу в принципе пофиг, ведь Сюзетта ему или ничего не рассказывает или настолько редактирует правду (ведь, ах, он подумает что я плохая мама!), что он в упор проблемы не видит. И так всю книгу, для Ханны ВСЁ проходит без последствий. Неудивительно, что на выходе родители получают, то что "навоспитывали".

В целом, получилась мешанина из идей, тут должна была быть внутренняя борьба инстинкта самосохранения с материнским инстинктом. И внутреннее подсознательное отрицание родителем проблемы у ребенка, поскольку это не вписывается в привычное представление. И даже когда доказательства очевидны, встроенный родительский инстинкт находит с десяток оправданий и сомнений в виновности собственного чада, просто переложив вину на кого-то другого или банально забив на это. Тут и аналог Эдипова комплекса - комплекс Электры как вишенка на торте. Щедро разбросанные отборные комплексы и тараканы перфекционистки-мамы с утра до ночи надраивающей дом/пол/ванную/снова пол и пофигиста-папы.

Досадно, ведь начиналось всё очень даже бодренько. Да и концовка какая-то смятая, того и гляди пустит титр "продолжение следует".