Больше рецензий

27 февраля 2021 г. 21:24

1K

3

(Не имею никакого отношения к сценарной работе, а потому это явно не самый объективный комментарий к тексту Снайдера. Я надеялся заглянуть за кулисы творческой работы над историей, а получил набор блок-схем от профессионального продажника-ремесленника. Впрочем, нигде за пределами названия книги автор не пытается никого ввести в заблуждение и прямолинейно озвучивает цели книги.)

«Если вы что-нибудь вынесли для себя после прочтения книги, вы понимаете: чтобы продать свой сценарий в современных условиях, к нему нужно относиться как к бизнес-плану.»

«Спасите котика!» это книга сценариста Блейка Снайдера, которому — по его же собственным словам — посчастливилось найти очень хорошего агента, а также повезло попасть в самую денежную эру сценариев: тогда студии разбрасывались миллионами налево и направо иногда просто затем, чтобы сценарий не достался студии-конкуренту. За свою непродолжительную карьеру Блейк продал 13 независимых сценариев, часть из которых так и не была отправлена в производство, а из выпущенных лент самой известной является комедия «Стой! Или моя мама будет стрелять…». Впрочем, Блейк и сам отлично понимает культурную цену своих работ и при необходимости аргументировать сценарный авторитет упоминает не названия лент, а «два сценария проданных за суммы с шестью нулями».

«…для меня написание сценария — не только чистое искусство, но и точная наука. Как и любая наука, данный процесс поддается измерению.»

Основной блок книги строится на постраничной «Структуре сценария по Блейку Снайдеру», которая диктует буквально поминутный каркас истории в 15 сюжетных точек: так, например, на пятой минуте должна быть сформулирована тема фильма; а ровно на 25-й минуте должно произойти поворотное событие, которое перенесет историю ко второму акту.

Далее Снайдер предлагает методику, которая еще сильнее сужает коридор творческой свободы — визуализацию сюжета карточками. И теперь уже разбитую в 15 точек поминутную историю надо уместить в четыре ряда по девять карточек. Причем за каждой из карточек стоит ровно одна сцена, в которой должны в обязательном порядке присутствовать и конфликт, и вектор эмоционального спада или подъема (— в противном случае сцену нужно выбрасывать).

Если следовать советам Снайдера, то написание сценария превращается из сколько-нибудь творческого процесса в механическое заполнение клеточек по типу игры в «судоку»: стоит только ввести пару вводных аргументов да определиться с одним из 10 сюжетных типов, как сценарий начинает почти самостоятельно расти в заданных схемой направлениях. Вот и весь секрет. Разумеется, остаются еще какие-то сценарные «мелочи» вроде диалогов и персонажных арок, но эти моменты Снайдер преимущественно игнорирует — по какой-то негласной договоренности книга фокусируется исключительно на макро-задачах, в то время как остальных аспектов сюжета будто бы и не существует.

В целом, в этой книге автор представляет свою не самую плохую методику по работе со страхом «чистого» листа — и к этой методике не было бы ни одной претензии, не пытайся Снайдер выдать ее за оптимальную формулу финансово успешного сценария. При этом, опять же, его главный аргумент в пользу собственного авторитета это какой-то совершенно бесхитростный «неймдропинг» (— то, что автор продал Спилбергу сценарий за миллион долларов упоминается раз 10; а то, что этот сценарий так и не был поставлен — ни разу) и «два сценария проданных за сумму с шестью нулями» (кстати, второй сценарий это комедия «Открытый чек», 1994, IMDb 5.3/10).

Среди прочих недостатков книги стоит упомянуть и то, что когда книга начинает строить из себя универсальное пособие по письму, из нее сразу начинают выпирать все угловатости и недостатки. Так, сформулировав 10 типов сюжетов автор комедии «Стой! Или моя мама будет стрелять…» насмехается над якобы провалившемся в прокате фильмом «Мементо». А чуть позднее, в пытке доказать что любой успешный фильм можно свести к любому из универсальных базовых потребностей Снайдер пишет, что базовый мотив в основе «Титаника» — это… желание выжить.

«Вы можете тешить себя иллюзией̆, что ваша история о чем-то более «утонченном», чем все это. Вы ошибаетесь. В основе вашего сюжета должно быть что-то, понятное даже пещерному человеку.»

После основного блока книги с «системой Снайдера» и подводкой к ней, в книге есть фрагмент с паттернами и анти-паттернами сценарной работы. Эта часть книги явно удалась, и неспроста автор даже вынес небольшой фрагмент из конца книги и во вступление, и в само название книги — «Спасти котика». А также «Осторожно, ледник!», «Слишком много марципана» и еще с десяток не самых плохих наблюдений человека прочитавшего немало плохих и хороших сценариев:

«Возьмите, например, Джеймса Бонда. Супершпионом его делают не технические штучки, красивые девушки и шикарные машины. Джеймсом Бондом его делают противники: Голдфингер, Блофельд и Доктор Ноу. Представьте, каким оказался бы агент 007, если б его врагом был бухгалтер, проворачивающий махинации в местном банке. В чем заключалась бы сложность задачи?»

В общем, эта книга придется ко столу любого человека, который все никак не может начать работу над сценарием — причем не когда-нибудь в перспективе, а прямо сейчас. Остальные же могут смело пропустить эту работу или ограничиться более универсальными и менее техническими главами (№1, 2, 6 и 7).

И другие цитаты:

«Тогда Майк и научил меня этому простому тесту на качество диалога: возьмите страницу вашего сценария и закройте имена персонажей, произносящих текст. Теперь прочитайте ваш диалог, как он есть, реплика за репликой между всеми участниками. Можете ли вы определить, кто это говорит, не подглядывая в сценарий, чтобы узнать имя персонажа? (Черт побери, Майк оказался прав! я не мог отличить одного своего персонажа от другого. Более того, я понял, что все они говорят моим голосом!)»

«Я называю это «сценой спасения котика». В современных фильмах ее больше не используют, хотя она основополагающая. Это сцена, где мы встречаемся с главным героем и он совершает какой-то поступок — например, спасает кошку, — благодаря которому раскрывается его характер, что заставляет нас, зрителей, ему симпатизировать.»

«Причина, по которой конфликт так важен, что должен присутствовать в каждой сцене, заключается опять-таки в базовых шаблонах нашего мышления. В рамках этих шаблонов, если в каждой сцене вашего фильма есть конфликт, вы гарантированно удержите внимание аудитории. Почему? Потому что людям нравится наблюдать за конфликтами.»

«Структура сценария по Блейку Снайдеру:
1. Открывающая сцена (с. 1)
2. Формулирование темы (с. 5)
3. Установка (с. 1–10)
4. Катализатор (с. 12)
5. размышление (с. 12–25)
6. Переход ко второму акту (с. 25)
7. Второстепенная сюжетная линия (с. 30)
8. «развлечения и приколы» (с. 30–55)
9. Поворотная точка (с. 55)
10. «Плохие парни наступают» (с. 55–75)
11. «Все потеряно» (с. 75)
12. «Душа во мраке» (с. 75–85)
13. Переход к третьему акту (с. 85)
14. Финал (с. 85–110)
15. Заключительная сцена (с. 110)»