Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

9 марта 2021 г. 09:24

383

5

рабочие и торговки

свои силы набирает индустриализация — эпоха промышленного производства. требуется масса дешевой рабочей силы. кто еще, как не женщины, сгодятся на эту роль?

часто девушек набирали из деревень. шли они на такую работу, как можно понять, из крайней нужды. девушки 12-14 лет начинали с низшей работы, например, размотки кокона. одежда их была сырой, пальцы теряли чувствительность, а сами они получали туберкулез и гроши за свою работу. вспоминается бесси из романа «север и юг» элизабет гаскелл, девушка в самом юном возрасте, чувствующая приближение смерти из-за болезни, возникшей в ходе напряженной работе на фабрике с раннего детства. мало кто из девушек мог дослужиться до работы за ткацким станком. на это требовалось не только мастерство, но и крепкое здоровье.

при этом активный труд кардинальным образом повлиял на институт брака. так, падение реальной заработной платы в xviii веке привело к повышению брачного возраста: парам приходилось дольше работать, чтобы скопить необходимые средства для аренды фермы.

но не все имели желание и здоровье трудиться на заводах. некоторые, например, становились торговками, хотя во многих городах торговать от своего имени замужним женщинам препятствовали местные обычаи или муниципальные законы. «Например, в Оксфорде xvi-xvii вв. это разрешалось лишь свободным мужчинам-горожанам или их вдовам».

одной из форм торговли, где женщины доминировали и где их деятельность не зависела от мужей, так это продажа поддержанной одежды. ее важность не стоит недооценивать, ведь значительная часть населения не была в состоянии приобрести новую одежду.

вдовство

дневники того времени фиксируют странную одержимость мужей: «в случае их смерти не промотают ли вдовы их состояния вместе с нищими жиголо, сумевшими вызвать у них физическое влечение»?¹

при этом большинство вдов вело себя довольно рационально: часто они тратили деньги на благотворительность и благо церкви (луиза де марийяк, жанна де шанталь), но более богатые вдовы нашли для себя занятие в качестве хозяек салонов и покровительниц философов. мадам де севинье в своих письмах часто говорила, что она счастлива тем, что является вдовой. в 1687 году она пишет, что хочет забыть дату своего рождения и поставить вместо нее дату вдовства, «которое было весьма приятным и счастливым». она сочувствовала матерям, потерявшим сыновей в битве под флерюсом², но

«что касается вдов, их не надо жалеть; они будут счастливы сменить мужей и стать любовницами».


ее подруга, бюсси-рабютен, шутливо уточняет:

«я знаю трех молодых вдов, оставшихся после этой битвы, вместе с которыми можно было бы радоваться смерти их мужей, и двух дам, которых нужно было бы утешать, что их мужья спаслись от ран и остались живы. уже давно боги гименея и любви несовместимы».


в обществе, где все браки были принудительны, свободы начинается со смертью супруга; механизмы заключения брака не изменятся и спустя век. в англии развод разрешен с xviii века, и все же процедура чрезвычайно редка и дорога.

стандарты женской красоты

средневековый идеал грациозной и узкобедрой дамы уступил в xvi веке место идеалу полной, широкобедрой и пышногрудой женщины, что господствовал до конца xviii века. это изменение было вызвано, во-первых, эволюцией в системе питания элиты. поваренные книги тех времен демонстрируют пристрастие к острым соусам, сливкам, сладостям, маслу. «здоровая» полнота, подобно чистоте, являлась монополией богатых, худоба же считалась уродливой и нездоровой. кроме того, большинство женщин из низшего сословия питалось гораздо хуже мужчин, потому что лучшие и большие куски пищи доставались взрослым мужчинам в семье, затем детям и только потом женщинам.

во многих странах европы у женской красоты были особые эстетические основы. в италии, франции, испании, германии и англии они были одни и те же — белая кожа, белокурые волосы, красные губы и щеки, черные брови. шея и кисти рук должно быть длинными и тонкими, талия — гибкой, грудь — твердой, круглой и белой с розовыми сосками.

литература приписывала женщинам ряд «прелестей», чье число в xvi веке возросло с трех до тридцати. их перечень в одном из произведений³ был еще больше:

• три длинных: волосы, кисти рук и ноги

• три миниатюрных: зубы, уши и груди

• три широких: лоб, грудная клетка и бедра

• три узких: талия, колени и «то место, куда природа поместила все, что есть самого сладкого»

• три больших («но очень пропорциональных»): рост, руки и ляжки

• три тонких: брови, пальцы, губы

• три круглых: шея, руки и …

• три маленьких: рот, подбородок и ступни

• три белых: зубы, шея и кисти рук

• три красных: щеки, губы и соски

• три черных: брови, глаза и «то,что сами знаете»

в xvi веке получил распространение поэтический жанр блазон — поэма в честь дамских прелестей. за знаменитой «блазон о соске», опубликованной клеманом маро в 1543 году, следуют стихотворения о подбородке, ресницах, шее, языке, ляжке, ягодице, ступне, сердце, ушке и пр. они сопровождались довольно непристойными гравюрами, изображающими разные части тела.

женщины, стремясь достигнуть требуемой от них красоты, использовали косметику. и все же мужчины восприняли это негативно: их предупреждали о негативных последствиях. в этом была доля правды, в косметике часто содержались разъедающие кожу составы, ртуть, купорос и прочие. во многом из-за косметики пострадали елизавета первая английская и елена глинская. еще одним обвинением было то, что женщина, используя косметику, идет против Бога, ведь она искажает лик, созданный Им.

воспитание девочки

между xvi и xviii веком педагогические взгляды активно прогрессируют, ведь общество уже справилось со своими насущными потребностями, и пора позаботиться не только о своем, но и о женском образовании.

в 1694 году Мэри Эстелл пишет «Серьезное предложение всем леди».

этот текст посвящен защите женского образования. в тоне теплой дружеской беседы она пытается внушить женщинам мысль об их неиспользованных возможностях из-за отсутствия образования. если бы образованием мужчин также пренебрегали, их бы в равной степени можно было упрекать в недостатках, которые находят у женщины.

мэри эстелл была не только теоретиком, но и практиком. так, отдалившись от общественной жизни, в 1709 году эстелл основала благотворительную школу для девочек в челси, где лично занималась организацией учебного процесса. финансовую помощь в этом начинании она получала от своих покровительниц, леди кэтрин джонс и леди элизабет гастингс. заведение мэри эстелл отличается т других: в его расписании урокам набожности не уделяется большого места, и она отказывается занимать время школьниц рукоделием ради последующей продажи их изделий на рынке⁴.

говоря об образовании и педагогике, нельзя обойти стороной жан-жака руссо. руссо — безоговорочный сторонник домашнего воспитания. в своем известном «эмиле» и «беседы с эмилией» становится понятно, что женщина, по мнению руссо, обязана поставить всю свою жизнь на алтарь служения мужу:

«все воспитание женщин должно иметь отношение к мужчинам. нравиться этим последним, быть им полезными, уметь снискать их любовь и почтение, воспитывать их в молодости, заботиться о них, когда вырастут, давать им советы, утешать, делать их жизнь приятною и сладкою — вот обязанности женщин во все времена, вот чему нужно научить их с детства».


его слова как нельзя лучше показывают, насколько воспитание девочек останавливается на полпути. женщина допускается к образованию не ради обогащения своего мировоззрения, а ради того, чтобы ублажать мужа.

масла в огонь подливает мольер, который в «ученых женщинах» и «смешных жеманницах» ограничился карикатурой. и это он, человек, знавший (во многом благодаря актрисам), что даже женщины низкого происхождения способны приобщаться к знаниям. таково ремесло мольера, он пишет комедии, и все же он присоединился к хору смеющихся над женщинами, что стремятся к образованию.

женщины в политике

один кальвинист, джон нокс, в 1538 году называл правление марии тюдор, марии стюарт, екатерины медичи «чудовищным» в том смысле, что это было противным природе самим царствованием женщин.

но, хотят того или нет, восемнадцатый век по праву зовется веком женщин, в особенности в россии. больше ни в какое другое время не было столько женщин на престоле, сколько их было в восемнадцатом веке: екатерина первая, анна иоанновна, регентша анна леопольдовна, елизавета петровна, екатерина вторая.

и все же как бы умело ни урегулировали социальные конфликты, они не исполняли обязанности судей даже самой незначительной королевской юрисдикции во франции или мировыми судьями в англии, не заседали в составе английского суда или хотя бы суда присяжных.

как обстояло дело в республиках? олигархические республики, такие как флоренция в период возрождения, венеция, германские имперские города, «предоставляли женщинам крайне мало возможностей публично отправлять политическую власть».

напротив, государства с монархической формой правления, такие как испания, англия, франция, герцогство флоренция — формально резервировали должности для женщин и предоставляли им арену для публичной деятельности.

в англии, например, королевы имели полное право занимать престол в отсутствие мужского наследника по прямой линии (яркий пример — елизавета первая английская). в российской империи по павловскому указу о престолонаследии (1797 года) женщины имели право занимать престол: категорически не ограничивалась такая возможность, но это было на практике крайне маловероятно: женщина бы получила престол, только если никого из мужчин в роду не останется. павловский указ сохранял силу до 1917 года.

интересна и английская королева анна, правившая страной с 1702 по 1714 годы больше самостоятельно, нежели со своим супругом. ее связи и дружба с женщинами (так хорошо показанные в фильме «фаворитка») способствовали тому, что ее воспринимали как «слабую» и подчиняющуюся влиянию своих фавориток. и все же можно предположить, что такая манера вполне неплохая, ведь более «мужская» королева спровоцировали бы мятеж, более матриархальная — презрение.

женщины в искусстве

«влияние луны на головы женщин», анонимная гравюра, xvii век, париж, национальная библиотека

на этой гравюре луна освещает ночную сцену и посылает свои лучи на головы веселых пяти женщин. они говорят: «луна над нашими головами, так давайте петь и веселиться, поскольку это наш праздник». кажется, это насмешка над странностями женщин, однако, стоит убрать горожан, как перед нами предстает колдовская пляска. связь «женщина-луна» сразу ведет к связи ночи и колдовства.

«юдифь и олоферн» артемисия джентилески

одно из самых чудовищных и в то же время завораживающих сцен насилия в искусстве. известно, что артемисия, дочь уважаемого художника и сама художница, была подвергнута изнасилованию и с трудом перенесла долгий судебный процесс, подорвавший ее репутацию. юдифь, с которой отождествляет себя артемисия, является оборотной стороной саломеи; она — «добродетельная отсекательница головы». в многогранном сплетении рук прочитываются разные акты: во-первых, роды. голова олоферна выходит из пространства между его руками, словно между бедрами на постели; она словно вырвана из чрева повитухами. во-вторых, насилие — мужчину насилуют две женщины. в третьих — ритуальное жертвоприношение.

«натюрморт с вазами для цветов, кубками и ракушками» клара петерс

спокойный натюрморт нидерландской художницы xvii века петерс контрастирует с картиной джентилески. «я здесь» — говорят семь крохотных автопортретов в полсантиметра высотой. резкости артемизии, кричащей о себе, противостоит спокойное лукавство петерс.

медицинский дискурс

труды по медицине чаще обнаруживают негативное отношение к женщине. все врачи были пленниками методологии: «наблюдение основывалось на одном и том же подходе, при котором ориентиром считалось мужское тело».

женщины несовершенны. менструация носит демонический характер. бесплодие — женская хворь. живучесть этих и прочих принципов объясняется отсутствием анатомической подготовки, главенством аристотелевского принципа.

одним из важных вопросов медицины того времени был вопрос — является ли женская функция почвой или семенем?

открытие сперматозоидов людвигом фон хамом, кристианом гюйгенсом и антоном левенгуком стало научной революцией. оно на недолгое время восстановило престиж мужчины как творца, а его семени — основополагающим в процессе зачатия. однако после краткого успеха этот тезис наталкивается на сомнения врачей, которые не могут понять, как человек может выйти из подобия какой-то личинки.

повитух

проникновение мужчин в прежде женскую область (акушерство) имеет огромное значение для эволюции профессиональной врачебной этики. можно только удивляться, читая записки врачей⁵, тому, как врачи страдают за рожениц. похоже, они сами ощущали страх перед болью при родах, тревогу из-за своей неспособности помочь, смягчить муки женщины. луи гийон в своей «зеркале телесной красоты и здоровья» признается в этом довольно откровенно:

«я говорю так, потому что женщина, даря нам удовольствие, наслаждение, удовлетворение и потомство, чтобы сделать человеческий род бессмертным, отдает свое тело мужчине вполне свободно, не опасаясь тех трудов, тягот, страданий и опасностей, которые ей придется перенести, став в результате этого беременной».


женщины в литературе

конечно, женщины пишут письма (да еще сколько! наверное, побольше мужчин), и все же они не предназначены для публикации — они переходят из рук в руки родственников, то есть ограниченного круга людей. то, что письма мадам де севинье сохранилось — чудо, за которое стоит благодарить ее близких и корреспондентов.

именно благодаря письмам де севинье мы понимаем, насколько женщины были погружены в общественную жизнь, знали известные и не очень события. иногда письма напоминают светскую и, шире, газетную хронику; из них можно узнать о процессе николя фуке, о смерти франсуа вателя, о женитьбе герцога лозена. и впервые, как отметила тамара эйдельман, мы наблюдаем беспредельную любовь матери к своему чаду. и до этого женщины любили своих детей, но никто не считал должным писать об этом кому бы то ни было. мадам де севинье была первой.

леди мэри уортли монтэгю была одной из самых интересных женщин англии восемнадцатого века. она — английская писательница и путешественница. известна научно ценными «турецкими письмами», первым произведением светской женщины о мусульманском Востоке; она же впервые привезла в Европу раннюю технику прививания оспы (вариоляция).

при этом же она одна из первых журналисток. она основала еженедельную политическую газету под названием «бессмыслица здравого смысла». она не подписывала свои статьи, считая неприемлемым получать заработную плату даме ее происхождения. она находилась в дружеских отношениях с мэри эстелл (о который я уже имела удовольствие писать выше), выступившей с предложением создать колледж для женщин, защищала на страницах своей газеты женское образование, критиковала роскошь и легкомыслие.

однако она часто говорила (невозможно не признать влияние предрассудков), что ни женщина, ни мужчина из знатного сословия не должны публиковать свои произведения, поэтому после ее смерти ее дочь посчитала долгом сжечь ее дневники.

мы еще о многом не сказали: о женщинах-мятежницах, журналистках, проститутках и убийцах. и все же, завершая эту работу, понимаешь, что, даже если бы ты писал еще, этого все равно будет мало. хочется еще, еще и еще. об истории женщин можно говорить бесконечно.

великолепный третий том кончается голосами женщин. читая их, понимаешь, что каждой из них есть что сказать. и все же жаль осознавать, что, как говорила вирджиния вулф, была сестра шекспира, может, гениальнее него, и все же неизвестная для нас. потому что так сложилось.

сколько писем и дневников, романов и памфлетов прочел лишь огонь в камине дома женщин?

-----------------------

Примечания

¹ — лучшим произведением, посвященным этой теме, являются «familiar letters on important occasions», 1740 г., а также «letters from a gentleman strenuously expostulating with an old rich widow about to marry a very young gay gentleman»

² — одна из решающих битв за Нижние земли, произошедшая 26 июня 1794 года в ходе Войны первой коалиции, ставшей частью Французских революционных войн.

³ — «женские обычаи» (el costume de la donne; 1536 г.) морпорго

⁴ — perry r. the celebrated mary astell: an early english feminist

⁵ — имеются в виду работы евхария ресслина, амбруаза паре, родригеша де кастро

p.s. подробнее и с картинками можно прочесть здесь:

https://vk.com/club180142305?w=wall-180142305_3287