Больше рецензий
18 марта 2021 г. 16:04
542
3.5
РецензияВ поисках необременительного отдохновенного чтения я обратилась к Кэтрин Уэбб - уже проверенному автору добротной, неглупой женской (а не "бабской") прозы.
Первый же её роман "Наследство", великолепный дебют, показал высокий уровень работы с психологией персонажей и солидный багаж знаний автора в области истории. Особенно приятно было то, что обе временные линии готического романа окзались совершенно равноценными и одинаково увлекательно написанными.
Второй роман Уэбб "Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли" обыгрывал неожиданные темы - изыскания мошенников от религии и зарождающийся суфражизм. Правда, современная линия повествования уже была "не пришей кобыле хвост", но сама история этот грешок искупала с лихвой и имела реальную историческую подоплеку.
И вот мне в руки попадает "Незаконнорожденная", которая оказывается где-то милой, где-то любопытной и небезынтересной... просто любовной историей с некоторыми грязными скелетами в шкафах. И всё. Мало того, в сюжете творится много такого, что можно назвать "как удобно!", а финал банален и слезлив. И, наверное, это действительно показалось бы мне неплохим романом о семейных тайнах, если бы я не знала, КАК может Кэтрин Уэбб.
Действие романа разворачивается в начале девятнадцатого века, в двух временных линиях с разницей в восемнадцать лет. Маленькая девочка со следами ужасных побоев и без воспоминаний о своём прошлом прибивается к дому, где воспитывается юная леди, так же не имеющая понятия о своём происхождении. Богатый покровитель девушки разрешает ей оставить найдёныша в качестве служанки, но Элис и Пташка становятся названными сёстрами.
Спустя несколько лет, Элис, уличённая в запретных отношениях со знатным внуком своего покровителя, бесследно исчезает, оставив какое-то загадочное письмо, пока её возлюбленный сражался в Испании. Молодой человек сошёл с ума от горя и стал затворником в собственном доме, и Пташка, взятая туда служанкой, уверена, что на самом деле её сестра убита, а не сбежала с другим, как твердили все вокруг.
И тут случается главный стыд-позор всего романа, и на сцене появляется Рейчел, как две капли воды похожая на пропавшую Элис. Похожая настолько, что те, кто был знаком с исчезнувшей, при виде Рейчел встают, как громом поражённые. Они ещё и ровесницы ко всему. С помощью хитрых (не очень) интриг, Пташка добивается, чтобы Рейчел стала вхожа в дом молодого господина и его матери в надежде на то, что при виде "покойницы" в памяти безумца всплывут дополнительные факты. Ну и завертелось...
У романа оказалось немало слабых мест. Естественно, при таком раскладе, как два одинаковых лица на заявленном участке площадью всего в несколько километров есть только одна версия - близкое родство. И автор делает хорошую попытку в этом направлении, но это же слишком просто, поэтому версия родства опровергается, и нам предлагают просто принять как факт: две женщины одного возраста, чьи семьи никак не связаны, рождение одной из которых вообще предполагает физические изъяны, просто так имеют крайне похожие лица. Как удобно!
Финал - это апофеоз авторского "удобства". Кэтрин Уэбб вообще много пишет о тяжелой судьбе и зависимости женщин, вынужденных терпеть законы шовинисткого общества. И вот если бы Рейчел пришлось совершить поступок, бросить вызов и уйти от мужа, уехать с любимым и не оглядываться, сделать сложный выбор между сохранением лица в обществе и собственным счастьем, эта книга была бы реабилитирована. Но ненавистный муж умер, как раз в тот момент, когда нужно было опеределяться. Вероятность такого счастливого случая, пожалуй, ещё меньше, чем шанс иметь двойника в получасе езды. Давайте все вместе: "как удобно!".