Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 октября 2012 г. 14:42

377

4

Как чтение для побуждения к занятиям молитвой книга хороша, а поскольку такова и была ее цель, то для своей цели она удачная.

Но как сочинение это все-таки довольно скучная компиляция. Я даже удивляюсь, что Флоренский хвалил ее как этакое дыхание жизни в Боге, а книги Булатовича ругал как сухое рассуждалово. Нет, конечно, определенное дыхание жизни в книге есть, но только в начале, пока идут беседы о молитве. Но и там компиляция достаточно явна, а уж потом, когда начинаются рассуждения о составных частях души, о Христе, Его земной жизни итп, так это вообще становится скушно и неинтересно. Сплошной прот. Горский, Филарет Московский да Иннокентий Херсонский и подобные благочестиво-восторженные рассуждения страницами а ля 19 век. Умилительно, конечно, но даже при моих крайне скудных познаниях в библеистике и кумранистике восторги эти уже как-то не воспринимаются. Правда, в конце достаточно интересные письма. Особенно одно меня поразило как иллюстрация к состоянию российского монашества перед революцией:

Господь говорит Самарянке: "вода, юже Аз дам, будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". И это, конечно, есть не что иное как соединение наших сердец с Источником вечной жизни, Господом Иисусом Христом. ... Для сего прежде всего нужно: веровать в Господа Иисуса ХРиста как Сына Божия и Спасителя нашего, причащаться Его Святейшего Тела и Пречистыя Крови в Таинстве Святыя Евхаристии, исполнять Его евангельское учение и сладчайшее Имя Его носить непрестанно во устех, уме же и сердце, присно глаголя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
В этом деле необходимо нужна собственная практика и развитие духовных сил, именно свое личное; книги не научат, - говорит преподобный Серафим Саровский, - они нужны только для проверки и указания, а идти нужно самому и пробивать путь в молитву непременно своим трудом, долгим, непрерывным и многолетним. Нужно поставить приобретение Иисусовой молитвы главною целью своей жизни, коренным и существенным делом. Великая ошибка у монахов, когда они хотят заменить ее делами послушания! Само послушание ценно, когда проникнуто молитвою, и хотя ради покорности и отсечения своей воли полезно, но не питает душу бессмертною пищей.
Вот почему повсюду в монастырях монахи скорбят, ропщут, малодушествуют и впадают в уныние. Душа голодна и ничто ее не насытит, а только имя Иисус Христово, как заключающее в себе беспредельную полноту духовных благ и соединяющее нас с Самим Сыном Божиим.
...
Когда молитва сия Иисусова будет касаться сердца, то необходимо будет - только не знаю, всякому ли - проникнуть и в Богословскую науку. Опыт мне показал в этом несравненную услугу, и даже помогает и доныне. Хотя этого нет у святых Отец, но мне почему-то от Богословия неисповедимая польза. У монахов нигде не видно сего руководства, и меня за Богословскую науку почти все укоряют и осуждают, и, наконец, в отсутствие мое похитили все эти книги.


И это еще были наверняка богословские книги не св. отцов, а того же Горского или Филарета! Уж конечно, при таком отношении к сколько-нибудь интеллектуальному чтению, стоило ли ожидать, что монахи вступятся за имяславие? Как начальство изрекло, что "ересь", так все и принялись повторять, как попугаи (при том, что и начальство-то само, типа образованное и ученое, поразило своим тупизмом и невежеством). В общем, грустно все это.

А в целом по сравнению с этим сочинением книги о. Антония Булатовича выше на много порядков. Это действительно аскетика и богословие - безусловно, основанные на Писании, отцах и других церковных источниках, но это отнюдь не компиляция. Такое подозрение, что Флоренский просто испугался рассуждений Булатовича (или даже не понял их), а похвалил более привычное и такое вполне дореволюционно-благочестивое сочинение схимонаха Илариона.

Но вообще, если почитать условия, коими в "На горах..." обставляется преуспеяние в молитве, то поневоле придешь к выводу, что никто, кроме глухих пустынников, преуспеть в ней не может.
Мне же понравилось больше всего одно рассуждение:

...ты просишь у меня совета относительно того, чтобы указать тебе путь жизни, определённый тебе Самим Богом. Это выше моей силы, и никто из обыкновенных людей сказать сего не может, кроме разве того, кто получил от Бога дар прозорливости. Впрочем, скажу: зачем прибегать к вышеестественному средству там, где некоторым образом можно усмотреть предмет обычным порядком?
... Бывает нередко, что человек отвергает свой путь, назначенный ему от Бога, а избирает по своему произволу противный своим природным качествам, и тогда вся его жизнь идёт, как противу рожна. Но как узнать каждому свой собственный путь жизни? Очень нетрудно.
Конечно, прежде всего нужно помолиться о сем Господу Богу ... Потом нужно смотреть на свои природные склонности, сердечные качества и душевные расположения - словом, на главное свойство своего нрава или характера. Всё это узнаётся тогда, когда будем присматриваться, к каким делам и занятиям мы имеем охоту, склонность и расположение, и к чему есть способность. Конечно, не имея к делу способности, браться за него неохотно, да пожалуй и не полезно.
... Врождённые наклонности проторгаются явственно и требуют своей деятельности настойчиво. Поэтому он видны бывают себе и другим.
И вот решение твоего вопроса состоит в том: избирай жизнь, согласную своим природным качествам.