Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2021 г. 10:24

940

3 Я душу дьяволу продам за ночь с тобой

Прочитав аннотацию ожидала, что будет нечто похожее на "Поющие в терновнике", но эта книга не столько о "греховной страсти, соединившей священника и его юную чувственную прихожанку" , как сказано в аннотации, сколько о порочности священства да и всего общества в целом.

Чаще прочих профессий принято склонять медиков и священников. Врач-взяточник, пьяный поп на мерседесе, темы набившие оскомину. Целибат, принятый в католической церкви, сколько литературы написано на эту тему, Жозе Мария Эса де Кейрош - Преступление падре Амаро одна из таких книг.

Религиозное ханженство основная тема этой книги. Священство вырисовано крайне непривлекательно. Один жирный обжора, другой старый блудник, третий непомерно глуп, четвертый мстителен и так далее. Все подвержены чревоугодию, отпускают сальные шуточки, тайну исповеди используют в корыстных целях, а над святым причастием кощунствуют. Короче, полный набор пороков плотских и духовных.

Молодой падре Амаро в этом вертепе выглядит святошей, но это в самом начале, падение происходит постепенно. Сын горничной, сирота, воспитанный в доме маркизы, по ее настоянию обязан был поступить в семинарию. Кейрош с детства наделяет Амаро такими чертами, как трусость, ложь, угодничество, желание посплетничать. Он обязан был стать священником, хотя сам совсем к этому не стремился. На самом деле юноша мечтал о красивой жизни, похожей на роман. Внешне благочестивый и набожный Амаро внутри был раздираем страстями и пороками, а его бредовые мысли по поводу своей миссии, это конечно же нЕчто, в православии называется "впасть в прелесть", крайняя степень духовного падения.
Воспылав греховной страстью к юной Амелии, сначала всеми правдами и неправдами он стремился завоевать ее сердце, потом полностью подчинить своей воли. Заблудшую девицу жаль, но зерно упало на благодатную почву. Как тут не вспомнить великого поэта "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!" Амелия с одной стороны жертва обольщения, с другой "два сапога пара". Напускная набожность и лицемерие - это то, что роднит молодых людей.

Симпатии не вызывает никто, ни священство, ни светские власти. Досталось и романтикам, и революционерам, и политикам, и властям. А насколько неприглядно выглядят религиозные тетушки, эдакие глупые гусыни, которые только и занимаются тем, что разносят сплетни, врут и просто пышут ненавистью и злобой к тем, кто не согласен с их мнением. Сложилось впечатление, что кругом одни негодяи и сволочи, а самые худшие из них священники. Роман, говоря устами одного из газетчиков, героя романа, напомнил примерно следующее

Случится грязная история – рассказать публично! Нет грязной истории – придумать!

Безусловно, человек, облаченный в рясу должен хотя бы стремиться к тому образу жизни, который он проповедует. В книге не понравилось другое "всех под одну гребенку". Такое чувство, что Кейрош сам понял это, когда заканчивал писать роман, потому что ближе к концу все же появляется аббат Ферран, благочестивый и добрейший старик, человек действительно верующий, а не торгующий "опиумом для народа." Есть еще доктор Гоувейя, представитель как бы другого лагеря, атеист, немного циник, человек порядочный . Но оба они и аббат и доктор персонажи второстепенные.

Отдавая должное Кейрошу, как мастеру слова, при прочтении было ощущение копания в грязном белье, не понравилось.

Новогодний флешмоб 2021, за совет спасибо ajl9
Книжный винегрет, игра "Жанровый Коммандос"