Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

1 апреля 2021 г. 16:09

3K

4.5 Спойлер «Переживание ненастья»

Опять школьная программа, опять вопросы, зачем «это» школьникам. Я в школьные времена благополучно шарахалась от Островского и вообще от пьес, теперь же внезапно открыла, что нравится мне этот Островский и его самая известная (самая?) работа. В 16 лет ничего бы не поняла (а понимаю ли сейчас?), теперь же опыта побольше, мыслей больше, понимать не похожих на меня персонажей научилась.

«Грозу» лучше всего смотреть, а не читать, тем более есть запись замечательного спектакля Малого театра от 1977 г. «Гроза» – это ненастье подавленных чувств, невозможность больше бояться, бегство от страха и отчаяния. «Гроза» – о невыносимости жизни без свободы. Островский сумел ухватить вечные типажи и, отлично их перемешав, создал понятные даже в 21 веке ситуации. Даже в наше время, когда, казалось бы, полная свобода и делай ты, что тебе хочется, для некоторых людей самоубийство, это бегство от реальности, – единственный доступный выход.
картинка ShiDa
Интересно, что в русской литературе истории об изменяющих женщинах стали очень популярны. О мужских изменах написано намного меньше, вспоминается разве что Стива из «Анны Карениной», но и он не главный герой. Еще Мелехов из «Тихого Дона». Кто еще?.. Зато женских измен в лучших наших романах вагон и маленькая тележка: Анна Каренина изменяет с Вронским, Катя из «Леди Макбет» Лескова в порыве страсти решается на убийства, Наташа Ростова чуть не сбегает с Курагиным от Болконского, в той же книге изменяет Пьеру жена Элен, в «Крейцеровой сонате» жена изменяет с музыкантом, Маргарита у Булгакова изменяет мужу с Мастером… Понятно, что классическая русская проза сплошь мужская, а что волнует мужчин? Мужские измены? Нет, женская измена им интереснее, заслуживает большего осуждения, а единственное спасение от распутства – смерть. Мужчина в таких историях обычно не женат (к нему меньше претензий). Женщина же – источник порочных влечений, она виновата уже в том, что привлекательна, именно она вгоняет мужчину во грех, а не мужчина соблазняет женщину. Можно сказать, «Гроза» Островского полностью следует этой классической линии: Катерина с радостью изменяет с неженатым привлекательным мужчиной, потом тайна раскрывается, мужчина, расточая красивые словеса, бросает, а ей ничего не остается, как утопиться в Волге.

Тем не менее, Островский далек от обвинения своей героини – и это замечательно. Он показывает, что она просто не могла поступить иначе. Такая «порочная» Катерина оказалась в невыносимых условиях: свекровь ее – отвратительная тетка, манипуляторша, которая портит жизнь всем домашним; муж – тряпка, со страхом слушается «маменьку», без ее слова и шагу не смеет ступить. Деликатная и нежная Катерина не может дать отпор злющей Кабанихе. Муж якобы любит Катерину, но ничего не делает, чтобы облегчить ей жизнь. Вот и остаются на долю Катерины одни обвинения и унижения. «Если бы ты взял меня с собой, я бы так тебя любила» – говорит Катерина мужу. Она просит избавить ее от ежедневных попреков свекрови – безуспешно. И любить мужчину, который сам себя не уважает, она не может.

На его фоне возлюбленный Катерины Борис кажется мужественнее, честным человеком. Но до Вронского он не дотягивает, он больше похож на кого-то из любовников Эммы Бовари. Пока все хорошо, этот герой-любовник счастлив, а как нужно помочь любимой – прости, моя хорошая, жизнь так сложилась, ты уж как-то без меня справляйся, а я пошел, буду скучать и вспоминать (ох, сколько же таких мужчин было и есть!). Катерина бросается в объятия «хорошего человека» из отчаяния, в тайной надежде, что он ее спасет. Но совесть вкупе с навязанным тезисом: «Ты должна терпеть и страдать!» – они вступают в борьбу с желанием спастись. Катерина пытается быть хорошей. Она страшится наказания за отказ от «терпеть и страдать», и этот страх ее добивает.
картинка ShiDa
Как и Эмма Бовари, Катерина понимает, что ничего хорошего в ее жизни больше не будет. Любовь, бывшая недолго антидепрессантом, оказывается мелочной, ее избранник даже не думает переломить рок, его вполне устраивают сложившиеся обстоятельства. Дома Катерину ждут тряпка-муж и тиранша-свекровь, и вся дальнейшая жизнь будет цепью изощренных унижений. Спрятаться от «грозы» негде. Катерина совершает самоубийство не из слабости. Разве слабость – это нежелание терпеть издевательства? Увы, но иного способа сохранить себя главная героиня не нашла. Его не было. Лучше уж умереть, чем так жить.

Забавно, конечно, что пьесу, оправдывающую суицид, протащили в школьную программу. Хотели ли составители программы поведать школьникам, что проблема самоубийств намного сложнее, чем мы привыкли считать? Наверное, нет. К счастью, Островский не испортится по воле российского образования. Можно лишь пожелать школьникам терпения, а себе – не утратить любовь к классическим книжкам с их бесконечными смертями.

Прочитано в рамках Собери их всех и клуба Белая сова.

Комментарии


Кто еще?..

Лев Толстой - Живой труп ?:)

Забавно, конечно, что пьесу, оправдывающую суицид, протащили в школьную программу.

Во всем виноват Добролюбов, назвавший Катерину "лучом света в тёмном царстве")
Всегда с интересом читаю твои рецензии, хоть внутренне со многим спорю)
Спасибо за интересную "грозовую"рецензию)


Во всем виноват Добролюбов, назвавший Катерину "лучом света в тёмном царстве")

Ох, буду знать, спасибо ;)


Ты права, в 15-16 лет подобное вообще никак не соприкасается, а других понимать ресурсов нет: себя бы понять.

Читала пьесу в школе (а толку), кроме финала мало что помню. Только, что мы долго и нудно сдавали какие-то бесконечные сочинения.


Читала пьесу в школе (а толку), кроме финала мало что помню.

Может, захочешь перечитать. Пьеса действительно классная, актуальная очень, особенно Кабаниха удалась - такой сильный и жуткий образ. Своими руками всю семью разбила. Таких и нынче хватает ;(


Ага, есть в више, как-нибудь попрошу у тебя в дуэли)


С большим удовольствием всегда читаю Ваши рецензии, и эта - не исключение.

Катерина пытается быть хорошей. Она страшится наказания за отказ от «терпеть и страдать», и этот страх ее добивает.

А по-моему, она вовсе не наказания боится, ведь сама же во всём призналась, да еще и прилюдно. Ведь говорит же Варваре ещё до измены: "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно". Боится того, что умрёт внезапно, без покаяния. Ее чистая душа против этого протестует (имя Катерина в переводе с греческого - чистая). И уж если такая глубоко верующая женщина сводит счёты с жизнью, совершает грех самоубийства, то, видно, обстоятельства её жизни совершенно невыносимы.
Спасибо за обстоятельную, мудрую рецензию))


А по-моему, она вовсе не наказания боится, ведь сама же во всём призналась, да еще и прилюдно.

Я хотела сказать: не земного наказания боится, а небесной кары, и именно поэтому боится умереть без покаяния, не очистив душу. Спасибо, что дополнили мою рецензию ;)


Гроза» – это ненастье подавленных чувств, невозможность больше бояться, бегство от страха и отчаяния. «Гроза» – о невыносимости жизни без свободы

Здорово. Просто - здорово.
Рушится 4 стена, но не в театре, а между сердцем, богом и обществом: такой холодок блаженной свободы...

даже в наше время, когда, казалось бы, полная свобода и делай ты, что тебе хочется, для некоторых людей самоубийство, это бегство от реальности, – единственный доступный выход.

Ну, в этом опасность свободы: легко подумать, что размазанность поведения и есть свобода.
Увы, то, что мы думаем о свободе, всего лишь эхо внешних воздействий на нас.
Потом такие пьесы всегда актуальны: родник свободы.

О мужских изменах написано намного меньше, вспоминается разве что Стива из «Анны Карениной», но и он не главный герой. Еще Мелехов из «Тихого Дона». Кто еще?..

У Андрея Платонова есть эти мотивы и особенно у Чехова в малой прозе. Там вообще блестяще всё это и с разных сторон. И романов не нужно. Всё сказано.

а что волнует мужчин? Мужские измены? Нет, женская измена им интереснее, заслуживает большего осуждения, а единственное спасение от распутства – смерть.

Даян, думаю тут дело в фокусировке.
Мужская измена не рождает трагедии и конфронтации с обществом и душой.
А женская - тут сама душа и что-то вечное, что мужчина - промахнул, проглядел в себе, проехал, и потому измена женщины и её мука, вмещает в себя и душу мужчины и женщины: в ней есть всё.

можно лишь пожелать школьникам терпения, а себе – не утратить любовь к классическим книжкам с их бесконечными смертями.

улыбнула)

Даяночка, спасибо за прекрасную рецензию)
Хорошего весеннего вечера. по возможности без грозы)


Мужская измена не рождает трагедии и конфронтации с обществом и душой. А женская - тут сама душа и что-то вечное, что мужчина - промахнул, проглядел в себе, проехал, и потому измена женщины и её мука, вмещает в себя и душу мужчины и женщины: в ней есть всё.

Как доморощенная феминистка хочу поспорить. Нет, просто раньше женские измены считали большим грехом (женщине же рожать, а то не от мужа родит - и что?), а теперь, с развитием контрацепции, эта проблема стала внегендерной. А что для мужчины измена не трагедия... ну, значит, нафиг такого мужчину. Мне кажется, любая измена сильно бьет по партнеру, которому изменили, бьет и по тому, кто изменяет, потому что у нормального человека все-таки совесть есть. Поэтому я против любых измен, хоть мужских, хоть женских, они для меня на одной плоскости ;(


Даян, а мне, доморощенному феминисту, не хочется с тобой спорить, по одной простой причине: согласен с твоими мыслями на 265 процентов)


Мужчина в таких историях обычно не женат (к нему меньше претензий).

Насчёт Вронского не соглашусь. На мой взгляд, он виноват на порядок больше Анны. В первую очередь, именно своей мотыльковой безответственностью - он способен испортить жизнь Кити, загнав её в депрессию и болезнь, способен расстроить планы искреннего Левина, способен разрушить, быть может, не слишком счастливую, но по крайней мере стабильную семью Карениных. Не способен он только сам создать что-нибудь положительное.


В первую очередь, именно своей мотыльковой безответственностью

Есть такое, соглашусь. Но в начале книги Вронский еще не знает, что такое любовь и страсть. Оттого он не понимает, какие чувства вызывает у Китти. Толстой прямо на это указывал: он не понимал, что делает что-то плохое. Уже с Карениной он становится мужчиной, а до нее - да, беззаботный мальчишка. А так человек же не выбирает, кого любить. К счастью, в современности проблема Карениной неактуальна, сейчас мы чаще женимся по любви и легче разводимся, если кто-то разочаровывается в браке.


в начале книги Вронский еще не знает, что такое любовь и страсть. Оттого он не понимает, какие чувства вызывает у Китти.

Может быть, и так. Но Вронский - уже не мальчик. Ему, насколько я помню, примерно 23-25 лет, и в одном эпизоде сказано, что он уже начинает лысеть. Я конечно понимаю, что он офицер и круг общения у него соответствующий - но он что, вообще никогда не общался с женщинами и не имеет вообще никакого представления об их чувствах? Не думаю. Привязанность Кити ему нравится, он ей наслаждается и позволяет ей развиваться. И в этом он и мерзок - ради собственного удовольствия (пусть пока что только эмоционального) он плюёт на чувства другого человека (Кити, в данном случае). Я к тому, что если к своему возрасту Вронский всё ещё беззаботный мальчишка, который так и не научился элементарно уважать чувства других людей - то виноват в этом он сам.

в современности проблема Карениной неактуальна, сейчас мы чаще женимся по любви и легче разводимся

Да, при всех побочных последствиях, сама возможность свободного развода - это, конечно, благо.


Я к тому, что если к своему возрасту Вронский всё ещё беззаботный мальчишка, который так и не научился элементарно уважать чувства других людей - то виноват в этом он сам.

Так я и не защищаю Вронского, я лишь признаю его право на ошибку. Он тоже не в безвоздушном пространстве существует. Толстой пишет, что у Вронского не было примера семьи и любви (в семье все живут сами по себе), а на его взросление пришлись перемены, в т.ч. в восприятии семейной жизни обществом.

Он не знал, что его образ действий относительно Кити имеет определенное название, что это есть заманивание барышень без намерения жениться... если бы он узнал, что Кити будет несчастна, если он не женится на ней, он бы очень удивился и не поверил бы этому.

Этим Вронский похож на героя Стефана Цвейга из "Нетерпения сердца": оба, к слову, военные, оба не въезжают, что их сентиментально-асексуальное внимание может быть не так истолковано. Причинять боль Кити Вронский точно не хотел. Он по-своему дурной, но не подлец, как Курагин, который, будучи женатым, уговаривает Наташу сбежать с ним.


Да, я помню, что отец Вронского давно умер, а мать была не лучшим воспитателем.

Хмм... мне кажется, Гофмиллер общается с Эдит скорее как с объектом жалости (и его отношение именно асексуальное). Про отношение Вронского к Кити я так сказать не могу. Впрочем, в последний раз читал "Каренину" я уже года два назад - чего-то могу и не помнить.

Ну, Курагина Толстой сделал явно отрицательным персонажем, на Вронского у него взгляд другой, всё же)).