Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2021 г. 17:05

663

3.5 Желтые знаки в желтом доме желтого мира

Роберт Чамберс, несмотря на свою обширную библиографию, в нашей стране известен, скорее, как предшественник Г.Ф.Лавкрафта... Если вообще известен, поскольку его произведения изредка встречаются в сборниках, а имя разве что упоминается. За последние лет двадцать это первый официальный сборник его произведений. Именно Чамберс "подарил" Лавкрафтиане Хастура, Короля в желтом, Каркозу и еще кое-какие идеи, переработанные затем неоднократно многими писателями.
В данном сборнике четыре рассказа, объединенные одной идеей. Существует некая пьеса "Король в желтом", которая своим недостижимым великолепием сводит с ума всякого, кто ее читает.

О, какой грех писать такие слова - слова, ясные, как кристалл, прозрачные и мелодичные, как чистый родник, слова, которые сверкают и переливаются, как отравленные алмазы Медичи!..

Ну вот, кажется, и я заразилась этим безумно пронзительным творением о двух лунах над озером Хали, масках и лицах, и прочая, и иже с ними... Мда.

В лучших традициях литературы ужасов, сюжет пьесы нигде не раскрывается полностью, цитируется разве что отдельные реплики и очень подробно описываются впечатления героев. А также изменения окружающего мира, связанные с изменением мировосприятия после прочтения пьесы. Здесь следует заметить, что рассказы из сборника очень разные. "Маска" - типичное для фантастики конца XIX - начала XX века произведение о научном открытии, приведшем к трагедии, разве что слегка завуалированное любовным треугольником и угрызениями совести. "Желтый знак", последний рассказ, тоже вполне типичная история в жанре хоррор о страшных снах, ставших явью. "Во дворе Дракона" наводит на мысль о лучших творениях Филиппа К.Дика, помутнение рассудка описывается в этой истории настолько... явно, что мурашки бегут по коже. Мой поклон автору и переводчику, явь и бред в этом коротеньком рассказе смешаны мастерски. И наконец, "Возвращатель репутации" - своего рода утопия, действие в которой происходит в будущем для автора 1920 году. Именно в этом рассказе пьеса "Король в желтом" описывается наиболее подробно, и, как ни печально, именно он интересен скорее побочными деталями, чем основной линией. Меня, например, куда больше заинтересовали Палаты смертников в Нью-Йорке и - так сказать, сам Возвращатель репутации, захотелось узнать подробности, как именно он это делает. Герои же в этом рассказе настолько шаблонные, что даже не запоминаются.

Сборник очень неплохо издан в серии "Шедевры ужаса в иллюстрациях". Художник тот же, что и в Говард Филлипс Лавкрафт - Ужас Данвича , и точно так же самая сильная иллюстрация вынесена на обложку. В комментариях упоминаются другие рассказы Чамберса, входящие в цикл, мне они в русском переводе не встречались, а потому и игра со временем, идущая во все четырех рассказах, остается не до конца понятной.
Книга будет интересна любителям жанра хоррор, но вряд ли заинтересует постороннего читателя.