Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

19 апреля 2021 г. 14:02

311

5 Ранний Пелевин во всей красе

Первый сборник Пелевина, который вышел еще до того, как он написал все свои самые знаменитые тексты. Однако, уже в этом сборнике видно все то, что будет и в его более позднем творчестве: актуальные и вечные темы, философия и стеб, каламбуры и сложные отсылки, смысловая многослойность и крутой сюжет.

В этих ранних рассказах гораздо больше физиологичности, которая в более позднем творчестве будет сходить на нет. Такое ощущение, что Пелевин тут еще не определился между метафизикой и грубым физическим и местами становится чем-то ближе к Сорокину в своей манере повествования и тяге к деконструкции остатков советского менталитета и быта.

В сборнике собраны очень разного типа рассказы, разделенные смысловыми блоками. Есть тут и откровенный стеб, есть и ностальгическо-лирические нотки, есть некие подобия притч и коанов. Наверное, почти о всех рассказах можно бы было сказать что-нибудь, т.к. откровенно слабых текстов тут нет. Они часто немного сырые, но все равно в них узнается Пелевин со всем его фирменным набором.

Наиболее запоминающиеся тексты сборника и краткая квинтэссенция сути (которой на самом деле нет, хехе):
«Затворник и Шестипалый» о поиске смысла жизни и некоторой неопределенности в этом деле;
«Принц Госплана» о цикличности и иллюзорности, о том, что все мы играем в свою игру, которая у каждого своя;
«Спи» о механичности и автоматизме нашей жизни, о притуплении восприятия, некоторой метафизической потерянности в этом реальном мире;
«Девятый сон Веры Павловны» о том, что мы сами создаем свой мир, такой вот немного солипсизм;
«Синий Фонарь» о зыбкости границ реального и нереального и, опять же, о некоторой потерянности (есть небольшой мини-фильм на тему этого произведения «Ничего страшного»);
«Онтология Детства» — лирическо-ностальгическая зарисовка о том самом детстве, о недостижимости счастья, тему, которую он так хорошо в дальнейшем раскроет в эссе «Петушки-Икстлан»;
«Ухряб» — немного более абсурдный, более сорокинский такой трешачок.

Мне кажется, что в рассказах П. проявляет себя гораздо лучше, чем в романах, которые часто оказываются у него затянутыми и слишком перегруженными. Его мысль требует более лаконичной формы выражения, для нее лучше подходит именно рассказ и повесть.

Сборник отменный, дает хорошее представление о Пелевине и его приемах. Имея опыт знакомства с более ранней его прозой, последующие более крупные произведения гораздо легче считываются, поэтому этот сборник идеальное начало для знакомства с ним.