Больше рецензий
26 апреля 2021 г. 16:08
6K
5 Бессмертие – это дар или проклятие?
РецензияА потом я узнала, что могу мир изогнуть своей волей, как стрела изгибает лук.
Перед нами своеобразные мемуары Цирцеи. Древнегреческая богиня, дочь блистательного Гелиоса и самовлюблённой Персеиды, за свою бесконечную жизнь овладела секретами колдовства. В чародействе ей не было равных. Цирцея наводила иллюзии на острова, превращала наглых визитёров в свиней, усмиряла ненасытную Сциллу и лечила людские хвори. В промежутках судьба свела её с Дедалом, и у Цирцеи случился роман с Одиссеем. Последний забрёл на её остров во время своего долгого пути домой. Вопреки распространённой версии, Цирцея в романе не прикладывает особых усилий, чтобы удержать Одиссея, будь то хитростью или колдовством. Странствующий воитель сам отнюдь не против провести несколько лет во владениях вечно молодой богини с золотистыми глазами.
Одиссей представлен в романе нарциссической личностью, склонной к немотивированной жестокости.
Боги многими своими чертами напоминают людей, только они порой ещё более непоследовательные, эгоцентричные и жадные до развлечений. Как говорит Цирцея, «боги мнят себя родителями, но на самом деле они дети – хлопают в ладоши и требуют ещё».
И на всё это у них в распоряжении имеется вечность.
Однако среди божественных созданий тоже встречаются исключения. Цирцея с самого детства, которое у богов длится мгновение, отличалась от других членов своей многочисленной семьи, всех этих океанид и нереид. Незаметно протекали столетия, в течение которых девушка старалась завоевать внимание отца-солнца и найти своё счастье…
В итоге она была изгнана на остров Ээя. Опальная богиня начала самостоятельную жизнь на небольшом куске суши, который вскоре стал её царством. Она изучила каждую тропку, приручила зверей и птиц, научилась наслаждаться одиночеством и не обращать внимания на отцовскую колесницу и свою тётку Селену, поочерёдно дирижирующих в бескрайнем небесном пространстве.
Постепенно, пережив сотни поколений людей и совершив достаточно опрометчивых поступков, Цирцея в изложении Мадлен Миллер пришла к тому, в чём её истинная сущность.
В Цирцее борются божественная и человеческая природы. Эта постоянная борьба и противоречивость её личности доставляют героине немало проблем, но одновременно делают её самобытной и в итоге сделают счастливой. Цирцее не стоит большого труда превратить неугодную ей нимфу в многоголовое чудовище, но, в отличие от большинства своих родственников, которые забыли бы об этом на следующий день, героиня не может избавиться от угрызений совести. Из-за её колдовства гибнут простые моряки.
Она рассматривает эту мысль с разных сторон, пробует её на вкус, как и многие другие мысли и идеи. Когда у тебя впереди вечность, можно не беспокоиться о том, на что потратить следующие лет двести.
Цирцею, как отмечал ещё Гомер, выделяла её манера говорить. Она разговаривает как смертные, тогда как боги обычно пугают людей раскатами своего голоса. Гелиос, голос которого «накатывает как жар костра», может с лёгкостью испепелить любого своими речами.
Хозяйка острова умеет сопереживать, даже если делает это на свой божественный лад. Представители человеческого рода для неё не просто букашки, с рождения обречённые на муки. Бессмертная колдунья дорожит воспоминаниями. Память часто подбрасывает ей то один, то другой эпизод, когда-то тронувший её сердце.
Море струилось мимо. Остался позади остров, где когда-то останавливались мы с Дедалом по пути на Крит.
Хочется отметить какой-нибудь недостаток, чтобы моя рецензия не получилась чересчур хвалебной. Возможно, некоторым описаниям не хватало чувственности. Но это мелочи. Книга увлекательно написана (я даже была приятно удивлена) и отвечает широкому спектру читательских запросов.
Это роман о взрослении. Цирцея ищет себя, путём проб и ошибок борется с внешними препятствиями и преодолевает собственные страхи.
Если я и мудра, то потому лишь, что сотню жизней делала глупости.
Долгий путь она проходит перед тем, как решиться вызвать отца на разговор и, по сути, предъявить ему ультиматум.
Я выстояла против Афины, ты знаешь. Спустилась в беспросветные глубины. Ты не можешь угадать, какие чары я наложила, каких ядов набрала, чтобы защититься от тебя, и как твоя собственная сила, срикошетив, может ударить по тебе же. Кто скажет, что во мне скрыто? Хочешь узнать?
Цирцея способна на жертву. Чтобы уберечь своего смертного сына, рождённого от Одиссея, божественная чародейка готова претерпеть вечные муки.
Миллер предлагает свою версию старых мифов и преданий. Напоминает нам об истории Минотавра, которому Цирцея помогает появиться на свет, и о легконогой, почти воздушной Ариадне. Рассказы о Троянской войне привлекут внимание поклонников Гомера.
Присутствует здесь и очевидный феминистский посыл. Цирцея, покинутая всеми изгнанница, превращается в сильную женщину, которая справляется со всеми проблемами без помощи мужчин.
Мы ведь помним, что и титаны (среди которых отец и дед Цирцеи), и олимпийцы были в целом патриархально настроены.
Говорят, женщина хрупкое создание, как цветок, как яйцо – словом, всё то, что может быть уничтожено минутной небрежностью. Если когда-нибудь я в это и верила, то теперь перестала.
Несложно обнаружить в романе то, что можно назвать ревизионизмом в мифологии. Цирцея у Миллер заметно отличается от традиционной трактовки. Большинство решений Цирцеи описываются в положительном ключе, её действия, как правило, представляются в комплиментарном свете.
Но это предсказуемо, если учесть перспективу. Мы видим все события глазами самой Цирцеи. Благодаря этому её поступки получают объяснения. Так, она была вынуждена начать превращать непрошеных гостей в животных, чтобы защитить себя.
Цирцея - больше, чем просто богиня. Она примеряет множество ролей, иногда вступающих друг с другом в явный конфликт. Но Цирцея, которая недаром считается главной чародейкой, знает, как их примирять.
Она – дочь эгоистичной океаниды и заботливая мать смертного, всесильная волшебница, бросившая вызов Афине, и простая травница, любовница и друг, с которой можно поговорить по душам. Но лучше всё-таки не забывать, с кем имеешь дело. В противном случае нельзя исключать возможность испытать на себе какую-нибудь метаморфозу.
Комментарии
Ник, как думаешь... не является ли Цирцея, неким живым зеркалом, в котором люди всего лишь отражаются такими какие они есть?
Золотистые глаза.. помнишь золотой щит Медузы?
Спойлер похож на апокриф падшего.. ангела)
Цветаева где-то писала о.. божественном опрощении себя.
Боги в древности иногда робко пробовали на время притвориться людьми и странниками.
Но на время. Словно боялись потерять себя.
А тут.. такое царственное ощущение себя: можно стать ближе к людям и не потерять себя.
А кто сказал что яйцо - хрупкое?)
Ник, ты же знаешь, что оно может погрузиться на глубину океана и выдержать давление, а сделанные из металла подлодки, сомнутся?
Когда так делается с историческими личностями, у нас больше ревности и недоверия к этому)
Цирцея словно бы ищет... то зеркало души, где бы она могла отразиться вполне: как любовь.)
Ник, какой светлый стиль написания у тебя)
Чувствуется, как прониклась.. чаровницей)
Прелестная рецензия, спасибо.
Хорошего и волшебного вечера, Никуш)
p.s. Кстати, как думаешь, откуда такое имя интересное у острова на котором она жила?
На самом деле это очень близко к тому, чего Цирцея в первую очередь добивалась своим колдовством)
Мне тоже этот момент понравился в книге. Мне кажется, у автора хорошо получилось передать это в образе Цирцеи.
А про спойлер... ну тут, наверное, вопрос, могут ли боги лишиться бессмертия?
Не есть ли это высшая их способность (доступная не каждому), распоряжаться собственным бессмертием?..
По крайней мере, на такие мысли наводит роман)
:)
Хм... даже не знаю) Его приятно произносить, и Ээя и Цирцея перекликаются))
Саш, тебе спасибо за такой милый комментарий! Прекрасного вечера :)
Влезу, но вы же про Ээю? Я гуглила во время чтения "Одиссеи", это греческое выражение скорби. И мне почему-то так нравится его английское написание Aeaea.
Спасибо за дополнение.
Я, когда писала комментарий, тоже погуглила, но мне почему-то не очень понравилась отсылка к "выражению скорби". Всё-таки у Цирцеи на острове были разные моменты, и счастливых среди них тоже было немало)
Согласна. Но, может, это скорбь не для Цирцеи, а для моряков) Вообще, надо будет разузнать, почему остров так назвали.
Это хорошее объяснение)
Все, кто прочитал "Илиаду" и "Одиссею", непроизвольно вызывают у меня уважение :) Я из них читала только отрывки....
Гомер оказался не таким страшным, а "Одиссея" так вообще прекрасна. Я обе поэмы читала в переводе Вересаева, жаль, его сейчас не издают.
И с таким удовольствием читаются сейчас все эти античные ретеллинги: Фрай с "Троей", Миллер с "Цирцеей", тот же "Улисс" Джойса.
Да) Думаю, как-нибудь добраться и до "Песни Ахилла" Миллер...
"Улисс" у меня в отдалённых планах, перед ним ещё надо как минимум прочитать "Дублинцев".
У меня тоже теперь "Песнь Ахилла" в планах.
"Улисса" я читаю по главе в неделю с проектом "Армен и Фёдор", правда немного отстала от графика сейчас. Они перед стартом давали список книг для подготовки, читала в его рамках "Дублинцев", хороший сборник.
Саш, именно эта мысль была и у меня.
В этом смысле Миллер (она, кажется, специалист по античности) правильно выбрала тему.
Одно дело - мифологические персонажи, другое дело - реально жившие когда-то люди.
На днях закончила слушать роман, рецензию ещё не обдумала до конца, но он какой-то невероятно волшебный и завораживающий.
Согласна, есть в нём какая-то магия. Читаешь (или слушаешь) и не хочется отрываться. А вот в рецензии написать о своих впечатлениях не так просто. Но я решила поделиться тем, что первое пришло в голову, долго не обдумывать...
Буду ждать твоей рецензии)
Да, бессмертие - это, наверное, очень тяжело. Столько ошибок можно натворить. И все помнить. Ника, а ты бы хотела быть бессмертной? А колдуньей? ;)
Это бы всё объяснило)
Сложный вопрос. Первая моя мысль, что не хотела бы (будто кто-то предлагает ;) ) Но вот о чём я ещё подумала. Если на минутку представить себе человека, живущего несколько столетий, то у этого человека, вероятно, не было бы воспоминаний. Одни воспоминания бы стёрлись временем, заменились бы другими... По сути, это были бы разные личности в одной телесной оболочке. Т.е. мне кажется, что наше "я", точнее говоря наши "я" (они ведь динамичны и меняются с возрастом), в любом случае обречены на угасание.
Однозначно) Разве от такого можно отказаться?))
Спасибо, что заглянул, Женя)
Я должен подумать хорошо это или плохо.
Если что-нибудь интересное надумаешь, поделись своими соображениями... Например, можно вплести их в рецензию :)
Все вокруг читают о Древней Греции, это жжж неспроста;)
Я тоже себе приметила эту книгу на лето, тем более радует твоя высокая оценка
:)
Думаю, что тебе может понравиться эта книга. И она и правда летняя и светлая)
Я сейчас читаю объёмную биографию Гитлера, и текст Миллер был как глоток свежего воздуха. Пришёлся очень кстати...
Спасибо тебе за отклик, Галя)
О, буду ждать рецензию на Гитлера, интересно что скажешь.Это у тебя по случаю 9 мая личный флешмоб или совпадение случайное?
Скорее случайное совпадение, но надеюсь закончить к 9 мая.
Там акцент на его приходе к власти, вроде события Второй мировой не будут рассматриваться, но всё равно чтение идёт тяжело.
Спасибо за интересную рецензию, Ника)
Отправила книгу в виш. Когда захочется чего-нибудь на тему греческой мифологии (в которой я не очень-то разбираюсь), возьму ее почитать
Ха-ха, очень понравилось:)
Тебе спасибо за комментарий, Кристина)
Надеюсь, книга не разочарует, если соберёшься читать)
А в греческой мифологии я тоже слабо разбираюсь, но поверхностных знаний более чем достаточно, чтобы уловить нюансы в "Цирцеи" :)
Спасибо за такую хорошую рецензию. Попробую и я книгу почитать.
Вам большое спасибо за внимание и отклик!
Надеюсь, книга и её атмосфера понравятся, если решите читать)
И вам хороших книг )