Больше рецензий

j_t_a_i

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2012 г. 20:25

387

Интересная, но сложная книга. Сложная в плане язык, стиля. Вот не было у Святых Отцов того щадящего по отношению к читателю, что есть у современных писателей. Либо поднимайся своей слабой мыслью к ним, либо проваливай — иного не дано. Не имея даже надежды на то, чтобы хоть на чуточку уподобиться Иоанну Дамаскину, я, тем не менее, не собирался сдаваться без боя и худо-бедно, но прочел сей труд. Что же мы имеем в итоге?
Итак, по прошествии восьмиста лет от Рождества Христова между христианами назрел конфликт, причем достаточно острый, острый настолько, что одному из Святых Отцов пришлось защищать свою (и не только) точку зрения. Суть конфликта проста: «А правильно ли это — почитать иконы?» Отвечая на этот вопрос преп.Иоанн умело оперирует фактами, цитатами из Библии, высказываниями апостолов, часто указывает на такие «мелочи», на которые многие попросту не обратили бы внимания, но которые, тем не менее, важны для понимания всей картины, а не отдельной ее части.
Как вы наверняка можете видеть, книга содержит «3-и Слова», но на самом деле «Слово» должно было быть только одно. Преп.Иоанн, во втором «Слове», указывает на то, что некоторые не приняли/не поняли его объяснений, что и побудило его к написанию еще одного пояснения. Вот на этом моменте я от души посочувствовал Иоанну Дамаскину, ибо я тоже встречал таких людей. Им раскладываешь все по полочкам, условно говоришь, что дважды два — четыре, а они в ответ только вопят: «А как? А почему? Откуда?». Начинаешь разжевывать: потому что два плюс два/один плюс один плюс... - четыре, а они в ответ опять свое: «А как? А почему? Откуда?». В общем, отец Иоанн, как и я, попытался разжевать свои мысли непонятливым, поэтому вторая часть — это повторение идей первой. Но мы столкнулись с дверьми хронического непонимания. Здесь надо отдать должное преп.Иоанну: в то время как я отмазался от таких людей стандартной фразой и оставил их истекать слюнями собственного тщеславия, отец Иоанн доводит начатое до конца, написав 3-е «Слово», которое отличается от первых двух поднятыми темами, но в тоже время лаконично дополняет их.
Таково общее содержание этой книги + в моем издании есть куча дополнений в виде высказываний различных святых об иконах и исторической справки в начале и т. п.
Как вы понимаете советовать такую книгу достаточно трудно. Тем кто интересуется религией, историей, памятниками литературы (а почему бы и нет?) книга будет интересна, а вот бытовому читателю, который будет ждать приключений Одиссея, даже не знаю. В любом случае, мое мнение об этой книге исключительно положительное и я ставлю ей 5 баллов из 5.

Комментарии


Спасибо за интересную рецензию! :-))


спасибо, хорошая рецензия!
только с датировкой путаница. вы пишите, что спустя три столетия после Рождества Спасителя возникают споры об иконах и что это обстоятельство вынуждает прп. Иоанна написать апологию. но ведь Иоанн жил в 8в., да и иконоборческая ересь - детище того же периода. может быть, я просто что-то не так понял...


Вы все верно поняли. Ошибку исправлю.


дааа.. и весь Дамаскин в этом) невероятно сложно мне его читать.. надеюсь, что и я когда-нибудь его осилю)