Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2021 г. 12:36

2K

4 Бескровная развязка

Ирландия дала миру много гениев от литературы, достаточно вспомнить Свифта, Уайльда, Джойса, Бернарда Шоу и Льюиса. Конечно, на их фоне Джозеф Шеридан Ле Фаню выглядит поскромнее, но если подходить к нему с соответствующей меркой, то придется признать, что среди писателей середины XIX века в жанре классической готики, возможно, он был если не самым сильным, то одним из лучших. Правда, эта тема на то время стала чем-то безрыбным, а на безрыбье, как сами знаете...

Безрыбной готическая тема стала в связи с развитием романтизма, и писатели большинства европейских стран бросились с головой в новое направление, и только британцы и их соседи ирландцы сохраняли верность "готическим" традициям, далеко не все, конечно, но Ле Фоню был среди них. Хотя это было далеко не просто, ведь другой британец - Чарльз Диккинс, который тоже был не прочь вставить в свое произведение какого-нибудь призрака, - с горечью писал, что привидения потеряли всякую оригинальность. Казалось бы, жирный гвоздь забьет в эту тему ироничный Оскар Уайльд, еще один ирландец, написав свое "Кентервильское привидение". Но через 10 лет объявится Стокер со своим "Дракулой" и всем станет ясно, что готика еще не умерла и поборется за место под солнцем. )

Но вернемся к Ле Фоню, он в основном известен среди читателей классической готики как мастер по историям с вампирами, большинство его произведений посвящены этой теме, и когда открываешь очередное его творение, то уже заранее настраиваешься на эту волну. Видимо, сам Ле Фоню тоже понимал это, потому что его повесть "Тайна гостиницы "Парящий дракон" наполнена откровенными намеками на сверхъестественное, читатель так и ждет, что после очередного поворота сюжета автор предъявит ему вампиров, или на худой конец - просто привидение, но этого всё не происходит, хотя и мелькают трупы и гробы.

В результате, когда уже кажется некуда деваться автору, читателям и главному герою, которого опоили снадобьем после которого он потерял способность двигаться и дар речи, а потом уложили в самый настоящий гроб, так вот в это самый момент и случается развязка, которая всё расставляет по своим местам. Мистика развеивается как дым, вместо неё читателю предъявляется чистый реализм - герой попал в руки опытной банды, которая умело создавала гнетущую готическую атмосферу, накручивала тайну а тайну, ведя его по заранее составленному маршруту, всё только для того, чтобы завладеть его состоянием.

Можно сказать, что Ле Фаню оригинально посмеялся и над своими читателями, и над собой - получилось у него не плохо. Однако, выдающейся повесть в любом случае назвать нельзя, она достаточно наивна и, несмотря на замысловатые хитросплетения, выглядит простоватой. Мне показалось, что в той части, когда началось описание французских жуликов - дело происходит во Франции сразу после падения Наполеона - повесть по стилистике очень даже напоминает "Петербургские тайны" нашего Крестовского.

1458

Комментарии


Посмеяться над собой не каждый писатель сможет. Респект Ле Фаню :)


Только в гроб героя все-таки положить не успели...!:)

Хотя собирались, гады!


Ох, успели! Я давно читала, забыла детали!)))


Ну да, положить-то успели, похоронить не успели...)