15 мая 2021 г. 04:24
824
4 Если враг не сдается, его уничтожают
Советская история, как и любая другая, очень избирательна. Несогласующиеся с линией партии элементы из нее просто вычеркивались. Поэтому нет ничего удивительного, что первая книга о судьбах русских дворян написана англичанином. Дуглас Смит проследил историю двух дворянских семей, Шереметьевых и Голицыных, с начала века и до Второй Мировой Войны. Он встречался с их потомками, читал немногую уцелевшую переписку, проводил часы в библиотеке, а все для того, что описать все те ужасы, с которым столкнулся некогда самый богатый и привилегированный класс Российской империи. Их арестовывали, выгоняли с работы и из домой, ссылали. Их убивали. Они больше не были людьми. Книга Смита не только история двух отдельных семей, но история всей России.
Смит создал очень динамичный и не сухой текст. Но во многом он таким получился, потому что автор однозначно предвзят. Это чувствуется с первых страниц и это нужно брать во внимание при чтении: он искренне сопереживает своим героям, он негодует от происходящего, ему больно. Большей частью мне кажется это оправданным - я не представляю, как можно испытывать такой силы ненависть, как испытывал народ и коммунисты к дворянам. Но в глазах Смита все представители семей выглядят ангелами - у них хорошее образование, они пытаются занять свое место в новом государстве, хоть как-то работать, приносить пользу, потому что покидать Россию - даже не вариант. Возможно это так и было, а возможно и нет. Дворян постоянно обвиняли в создании каких-то антикоммунистических кружков, они гордо заявляли на допросах, что они монархисты, но для Дугласа Смита само собой разумеется, что все эти кружки просто предлог для ареста. Но так ли это? Я понимаю, что сейчас проверить это уже невозможно. Но мне кажется, что эта приверженность одной стороне не позволила автору сделать достаточную проверку фактов.
Он часто использует такие обороты как "по заслуживающим доверия данным" или "нет нужды говорить". Но я бы хотела, конечно, знать источники.
Однако книга все равно мне очень понравилась. Огромным плюсом являются архивные фотографии. Было интересно сопоставлять истории людей и их лица. Сразу давало чувство реальности и причастности. Другой вопрос, что в подписях к фотографиям есть ошибки и неточности. На фотографии "Игра в теннис. Меньшово." Эли Голицына подписана как будущая жена Николая Трубецкого, но на тот момент она была будущей женой Владимира Трубецкого. Или на фотографии "Свадьба Владимира Оболенского и Варвары Гудович. Гости на ступенях" есть такое описание:
... Просковья Оболенская (будущая жена Павла Шереметьева), рядом Петр в большой шляпе с черным бантом.
А теперь ответьте мне, кто в шляпе с черным бантом? Я это понимала как Петр в шляпе с черным бантом, но по фотографии видно, что единственная такая шляпа сидит если не на женщине, то на персоне в платье. И руки сами потянулись к Русские травести в истории, культуре и повседневности - искать там Петра Шереметьева. Но все оказалось прозаичнее - неверный порядок слов.
Может я придираюсь. Книга хороша. Очень легко и интересно читается. Последнюю главу, где *спойлер* (нет) все умирают, читать было вообще невыносимо. Еще более тяжело мне далась часть о слепом уничтожении имущества одной из усадеб для организации там какого-то пионерского лагеря. Это было физически больно: уничтожении рояля, на котором мог играть еще Пушкин, исторической переписки, картин, антиквариата, и т.д. Я чуть не заплакала. Ну варвары же!
Очень хочется надеяться, что это только первая из многих работ о судьбах дворянских семей.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!