Больше рецензий

Kate_Lindstrom

Эксперт

предпочитаю отказаться

19 мая 2021 г. 11:58

3K

4.5 Тысячеликий путешественник

Кристофер Воглер — прямой продолжатель идей, сформулированных Джозефом Кэмпбеллом в «Тысячеликом герое» . Являясь консультантом голливудских сценаристов, Воглер преобразовал концепцию путешествия героя под практические нужды. Эта книга действительно может стать руководством для написания цепляющего сценария, но в моём случае ещё и привела к внезапному терапевтическому эффекту.

Отталкиваясь от концепции Юнга о коллективном бессознательном, Кэмпбелл и Воглер пришли к выводу о том, что архетипы окружают людей повсюду. Мы видим этих персонажей в своих снах, они — суть оформившиеся в людей или явления психические реакции. Нам не нужно учиться видеть сны, поэтому всё, что в них происходит, для нас естественно и понятно. Человечество перенесло повторяющихся персонажей снов в реальный мир. Архетипы закрепились в мифах, а мифы подготовили фундамент для письменной и визуальной культуры.

Архетипов довольно много: наставники, плуты, оборотни, союзники, стражи. Они могут принимать неожиданные формы. К примеру, в нашем фильме привратник представлен как постоянное невезение. Персонаж везде встречает соперников или физические преграды. На психологическом уровне такие вещи символизируют неврозы или травмы; всё то, что мешает человеку достичь цели.

Первая половина книги посвящена карте пути героя и тем архетипическим персонажам, которые обязаны сопровождать каждый цикл трансформации. Любая история по сути рассказывает нам о том, как некие события преобразовали героя. В какой-то момент с ним происходит то, после чего невозможно будет жить дальше по-старому. Опыт, или награда, вынесенная из путешествия — это его цель. Вторая часть книги рассказывает об этапах пути и о том, как они должны быть расположены, чтобы рассказанное откликнулось у читателя/зрителя.

Многие вещи, которые Воглер выразил письменно, работают интуитивно. Например, то, что герой — это тот, кто всегда действует. Если в ключевой момент герой пассивен, то мы чувствуем, что здесь что-то не так. Кульминация любой истории — это приближение к смерти, реальной или символической, и избегание её. Момент на грани и последующее за ним «воскрешение» работают безотказно. Если герой отказался от зова судьбы, если он ничего не вынес из событий особого мира — он должен погибнуть, побеждённый своими демонами, или начать путь заново. Мы не поверим персонажу, который решает только внешние проблемы, никак не меняясь внутренне.

Книга Воглера не только помогает понять структуру любой истории. Она ещё и целительна. События нашей жизни — это круг, попадание из обыденного мира в особый, приобретение нового «я» через жизненные испытания. Мы все учимся у наставников, боремся со стражами, отказываемся от перемен из страха неизвестности. Но судьба будет вновь стучаться в двери, пока мы не откроем. Смысл всего происходящего в том, что нужно принять вызов и стать героем собственной истории. Звучит пафосно, но это не реклама некой духовной практики. Лишь напоминание о том, что всё зависит от нас самих.