Больше рецензий

25 июля 2021 г. 20:14

1K

4 Субъективная подборка производственных историй про кино 99-го

Отличная задумка (кто поспорит, что 1999 год в области кино выдался феноменальным?), но реализация всё-таки, на мой взгляд, немного не дотянула. Тому есть ряд причин: во-первых, выбор объектов исследования (внимание, сейчас буду много брюзжать).

Итоговая подборка получилась очень уж странной — наряду с прорывными и знаковыми лентами соседствует всякий проходняк вроде "Это все она", "10 причин моей ненависти" "Офисного пространства", какой-то молодежной комедии про бейсболиста в старшей школе, комедий про чернокожих, средненькой военной драмы "Три короля" и т.д. Ну ладно, пусть эти ленты тоже внесли свой вклад и наложили отпечаток, и вообще хорошие. Но — каким-то загадочным образом при этом за бортом оказались "Экзистенция" Кроненберга и давно ставший культовым "13 этаж", "Пес-призрак" Джармуша, "Талантливый мистер Рипли" и другие, оказавшие большое влияние на поп-культуру. Рафтери выделяет жанровую "Мумию" — нет, классный фильм, конечно — но при этом начисто игнорирует "Сонную лощину" Бертона, ставшую опорной для готической викторианской эстетики в кино, или "Призрак дома на холме", перезапустивший жанр историй про дома с приведениями. Много пишет про "Жестокие игры" и "Выскочку", но ни слова про растасканных на цитаты "Святых из Бундока", "Прерванную жизнь" и даже "Догму". Европейское кино автор тоже не считает особенно достойным рассмотрения — за исключением "Лолы" Тыквера. Ну "Всё о моей матери" Альмодавара упоминает еще мельком — в контексте рассказа про "Парни не плачут" (и на том, видимо, спасибо).
То есть, тут или надо бы тогда вообще говорить только о большом и эпохальном, совсем не трогая средней руки драмы и молодежные комедии, или уж немного расширить поле исследования (пусть хотя бы по касательной).

В общем, подборка вызывает некоторое недоумение — как-то всё очень субъективно.

Следующая причина, по которой, на мой взгляд, книга получилась не так хороша, как могла бы быть — это нехватка именно анализа. Брайан Рафтери глубоко (порой даже слишком) погружается в производственные перипетии создания фильмов, с дотошным перечислением имен продюсеров и бюджетов, прокатных проволочек и прочей внутренней кухни. Все это безусловно важно для истории и местами очень интересно (а местами нет). Но при этом, углубляясь в реконструкцию производственных процессов, Рафтери практически не оставляет места для рефлексии: какие смыслы заложены в том или ином фильме, откуда они взялись, какое влияние эти ленты, их образы и идеи оказали на поп-культуру, почему так выстрелили и так далее — ну то есть, немножко это всё есть, но именно что немножко. А хотелось бы больше. Как и не хватает попытки осмысления общего феномена взрыва в конце 90-х: и вроде эта тема тоже как-то затрагивается, но уж слишком поверхностно. От книги с названием "Как 1999 изменил всё" ожидаешь все-таки большего.

Ну и немного про саму структуру и язык книги. Она написана в таком чисто американском "креативном" публицистическом жанре — мне от всего этого прям очень повеяло старыми добрыми переводными статьями из "Роллинг Стоунз". Видимо, авторы, которые хотят быть модными и классными, в Америке пишут только так. Все эти внезапные бытовые зарисовки, каламбуры, рваная структура повествования, вкрапления прямой речи "ни о чем" — стильно! молодежно! Может, в оригинале всё это более круто выглядит, не знаю, но мне как-то не зашло. Ну это чисто субъективно, опять-таки, на вкус и цвет.

А так хорошая книга, интересная, буквально нашпигованная любопытными фактами и полезной инфой. Для синефилов, при всех недостатках — однозначный mustread.

Комментарии


А фильм С широко закрытыми глазами тоже за бортом?


Не, ну как Кубрика могли оставить за бортом? Это ж немыслимо))