Больше рецензий

25 июля 2021 г. 22:09

2K

5 Каждая семья безумна по-своему

Редактор у микрофона... или дайте мне рассказать об этой книге всем-всем-всем, потому что она действительно очень классная. В нашей стране книги Эммы Страуб, дочери писателя Питера Страуба, до недавнего времени не выходили, но, кажется, и ничего страшного, потому что "Здесь все взрослые" должна быть лучшей из них.
Это ее четвертый роман, он вышел в США год назад, во время самоизоляции, сразу же полюбился читателям и активно обсуждался в книжном клубе Дженны. Оно и понятно — Эмма пишет о правде жизни, не закрывая глаза на проблемы и трагедии, но описывая их с кинематографической легкостью.
Сюжет романа начинается со смерти. На глазах Астрид Стрик — овдовевшей 68-летней матери троих детей — происходит автокатастрофа. Женщина видит, как ее знакомую насмерть сбивает школьный автобус. Астрид знакома с жертвой сорок лет, но та ей никогда не нравилась. Несмотря на это, увиденное так сильно шокирует героиню, что она осознает, как сильно отдалилась от своих уже взрослых детей. Трагедия побуждает Астрид раскрыть семье тайну, которую скрывала, и вновь сблизиться с родными.
Эмма Страуб поочередно знакомит читателя с многопоколенческим составом семьи Стрик, чтобы показать: у каждого есть своя тайна, неразрешимая проблема или личная трагедия.
У Астрид двое женатых сыновей, незамужняя дочь Портер и трое внуков. Старший сын Эллиот, местный застройщик, скрывает от матери покупку недвижимости, потому что боится ее разочаровать. Портер обращается в донорский банк спермы, чтобы родить ребенка, но до сих пор тайно встречается со своим школьным парнем, который женат на другой. Младший сын Николас, бывшая кинозвезда, отправляет свою тринадцатилетнюю дочь Сесилию к бабушке Астрид после того, как девочку исключили из школы из-за неприятного инцидента.
Тринадцатилетняя Сесилия играет ключевую роль в романе. С ее приездом в небольшой городок Клэпхэм, где живут почти все персонажи истории, начинает раскрываться центральная тема романа — принятие себя. Благодаря открытости Сесилии в вопросах гендерной и социальной идентичности, Астрид осознает: взрослеть и меняться можно в любом возрасте, даже когда тебе за шестьдесят.

Самое худшее во взрослении — когда понимаешь: мир несправедлив, никакой невидимой руки, исполняющей твои желания, нет.

Личностное развитие — важнейшая часть взрослой жизни.
Мастерство романа Эммы Страуб сокрыто в том, как удачно она уравновешивает сюжеты, присущие мелодраме, с эмоционально сильными эпизодами, вызывающими катарсис. Писательница тепло рисует своих персонажей, делая их привлекательными за счет их неуверенности и надежды на лучшее. А читатель, в свою очередь, получает удовольствие, наблюдая за тем, как внутренние желания и неразрешимые противоречия каждого персонажа приоткрываются, а затем — благодаря сближению героев друг с другом — их жизнь начинает налаживаться.
Книга также привлекает внимание своими актуальными остросоциальными темами о гендерной идентичности, супружеской неверности, праве на аборт и абьюзе. Удивительна и атмосфера романа, ведь его действие происходит в маленьком вымышленном городке Клэпхэм, расположенном неподалеку от Нью-Йорка. Козьи фермы, небольшая центральная улица и старый родительский дом служат декорациями для этой семейной драмы.
Читать про простых людей, обитающих в уютном городке, — отдушина для жителей больших шумных городов, где скопления народа вызывают нарастающую тревожность в связи с пандемией. В своем произведении Страуб напоминает о чувстве дома, куда хочется возвращаться, чтобы просто почувствовать себя ребенком:

Как просто: приехал домой и ты снова ребенок — ведь остальные триста шестьдесят дней в году надо жить как взрослый! Если же бываешь в доме твоего детства регулярно, отделить прошлое от настоящего сложнее, ностальгия работает только на расстоянии.

В отличие от соцсетей, демонстрирующих успех, кричащих о деньгах, карьере, идеальной фигуре и идеальной любви, такие романы, как «Здесь все взрослые» успокаивают и обнадеживают. Описание слабостей каждого героя помогает справиться с трудностями собственного взросления и становления. Взлеты и падения — обязательный процесс абсолютно каждой истории. Не ошибешься, не упадешь, не переживешь кризис, не травмируешься — не сможешь вырасти.
Жизнь — уже чудо. Даже самые мелкие радости достойны быть описанными в литературе. Самое время оглянуться назад и оценить по достоинству то, что у вас уже есть. В этом заключается скрытая сила и вдохновение этого романа.