Больше рецензий

15 августа 2021 г. 10:14

1K

4.5

Питер Тиль — основатель PayPal, который затем объединился с Илоном Маском, и вместе они сделали уникальное решение для рынка платежей, поддержав растущий в то время eBay. Затем как инвестор он вложился в довольно молодой Facebook. В общем, ему есть чем гордиться. Но кроме гордости он решил делиться своими знаниями и взглядом на бизнес и стартапы со студентами Стэнфордского университета. Лекции получили широкую популярность, в том числе благодаря записям студента Блейка Мастерса, который их подробно записывал, а затем его конспекты получили собственную жизнь, разошедшись далеко за пределы университета. И спустя какое-то время Питер Тиль решил на базе этих записей Мастерса сделать отдельную книгу (поэтому Мастерс даже вынесен на обложку как один из соавторов).

Основная мысль всего труда — это создавать бизнесы, которые приносят что-то совершенно новое, а не просто пытаются скопировать или слегка улучшить нечто существующее. Ибо улучшать существующее можно лишь до определённого предела, а новое — это, чего никогда ранее не существовало, то есть аболютно новые возможности. Но всё это автор ещё и подкрепляет своими взглядами, какой должна быть команда стартапа, на что они должны делать упор, и так далее.

Чуть забегая вперёд скажу, что изначально я не ожидал от книги больших откровений, но она оказалась не столько обучающим пособием, сколько предметом для размышлений над показанными примерами и заданными автором вопросами. Питер Тиль не пытается учить, он лишь показывает свой взгляд на создание бизнесов, как этому способствует или мешает система образования и заложенные в американцев постулаты, а также задаёт очень интересные вопросы, на которые нет правильного ответа:

Эта книга – о вопросах, которые следует задавать и на которые следует искать ответы, чтобы преуспеть в бизнесе, создающем новое. Это не учебник, не собрание сведений – а упражнение, тренирующее способность мыслить. Потому что именно в этом и заключается задача стартапа: испытывать вопросами имеющиеся идеи и переосмысливать бизнес с нуля.

И в таком виде для меня книга стала не только интересной, но и полезной. Я однозначно её рекомендую всем, кто так или иначе занимается бизнесом и созданием уникальных продуктов. Но поговорим всё же чуть подробнее, на чём Питер Тиль делает акцент в своей книге.

Если попытаться выразить самые важные мысли в виде набора пунктов, я для себя выделил следующее:

- Глобализация без новых технологий обречен
- Изобретать что-то новое в корпорациях невозможно, но и в одиночку очень тяжело, поэтому появляются стартапы — небольшие команды единомышленников
- Конкуренция и капитализм несовместимы, ибо при идеальной конкуренции о прибыли можно забыть, и в этом большая проблема нынешней Америки, превозносящей конкуренцию. Именно поэтому нужно создавать что-то новое, а не пытаться сражаться с конкурентами
- Прогресс двигают в основном монополии, у которых есть время и ресурсы увеличивать свою силу на рынке
- Компаниям нужен план развития и заработка (ибо в этом и состоит цель компаний). Но при этом нужно уметь действовать гибко, иметь множество вариантов, пробовать их и при необходимости отходить от плана
- Нужно фокусироваться на продукте, а не на его продажах. Возможности маркетинга преувиличены и скорее говорят о том, что продукт не может продвигать себя сам. Вирусное распрострение — единственный способ устойчивого роста. Но даже оно не поможет, если продукт не покажется удобным и полезным самым первым пользователям
- Самое устойчивое преимущество — это собственная технология. При этом она, цитирую, "должна быть как минимум в десять раз лучше, чем у ближайшего конкурента, по какому-либо ключевому параметру. Лишь в этом случае она обеспечивает действительно монопольное положение на рынке"
- Начинать надо с очень маленького рынка, на нём проще занять монопольное положение. Но нужно убедиться, что этот рынок вообще есть, а не выдуман вами как существующий
- Преимущество первого хода (первым выйти на рынок) зачастую принимают превратно, потому что важнее закрепиться на рынке, чем просто там появиться первым, но неподготовленным. Как пишет Питер, "гораздо выгоднее быть тем, кто сделаем последний ход — совершит финальный прорыв на конкретном рынке и насладится годами и десятилетиями монополии и соответствующими доходами. Лучший способ добиться этого — начать с монопольного положения на небольшом нишевом рынке и уже оттуда продолжать экспансию и движение к амбициозным долгосрочным целям"
- Коллеги по стартапу должны стать вашими друзьями, а не просто теми, с кем вы сидите в офисе. Потому что вы делаете одно дело, у вас должны быть одни цели и во многом совпадать интересы. Неполная занятость, работа на удалёнке — это враги на пути к великим целям

Разумеется, одним лишь этим списком книга не ограничивается. При этом мне очень нравится язык, которым автор преподносит своё мировоззрение. Он простой, доходчивый, увлекающий и не выглядит как нравоучения. Это действительно мысли, с которыми можно и не соглашаться, но как минимум ты задумаешься.

Например, я не согласен на все 100%, что работа на удалёнке — это стопроцентный минус. Как человек, много работавший с распределёнными командами, я могу сказать, что вопрос решаемый, хотя для этого нужны понятные процессы и, разумеется, их соблюдение. При этом я ни разу не буду спорить, что совместная работа в одном офисе, особенно на ранних этапах разработки любого продукта, всё равно намного эффективнее.

Отдельно автор несколько пессимистично (если не сказать «презрительно») относится к существующим практикам в американском образовании и участии MBA в стартапах. О последних он говорит, что их взгляд настолько широк, что они просто не могут работать с маленькими рынками, на которых стоит фокусироваться на старте стартапам, и «дипломированные специалисты зачастую вовсе не замечают возможностей, которые он [рынок] открывает«.

А про образование он говорит, что нынешнюю молодёжь чрезмерно пичкают теориями благ конкуренции, из-за чего постоянно поощряется желание быть лучшим во всём. И как результат — не быть отличным ни в чём конкретном. Опять же, цитата:

В средней школе нас побуждают как можно активнее участвовать в факультативах, в старших классах ученики конкурируют друг с другом не на жизнь, а на смерть, пытаясь казаться компетентными во всем без исключения. К моменту поступления в колледж студент уже лет десять пестует свое на изумление многостороннее резюме, готовясь к совершенно непонятному будущему. Он готов ко всему, что может ожидать его в будущем, – и ни к чему в отдельности.

Ну и напоследок — несколько слов о модном нынче направлении «больших данных». Питер Тиль не умаляет достоинство выводов на основе больших данных, однако же сами «большие данные», на его взгляд, бессмысленны. Потому что компьютеры не могу самостоятельно интерпретировать модели поведения, для этого всегда нужен профессиональный аналитик.

В общем, ещё раз говорю, что очень рекомендую эту книгу к прочтению и осмыслению всех тезисов. Не брать их как аксиому, а думать и думать, а уж затем принимать свои шаги, взвешенные и с чётким пониманием, что и зачем вы делаете. И для кого, разумеется.

Источник