Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

23 августа 2021 г. 20:37

2K

3.5 Были ли фараоны лысыми?

Мы говорим: "Пьер Монте", - подразумеваем Рамсесов. По крайней мере, сам он пристальнее всего исследовал XIX династию фараонов и являлся большим фанатом Рамсеса II. Любопытно, что он считал, будто обнаружил "дом Рамсеса", то есть Пер-Рамсес, а вместе с этой столицей и столицу гиксосов - Аварис, на руинах которой она была построена. Монте не дожил буквально года до сведений о том, что он ошибся и откопал город Танис в 30 километрах от Пер-Рамсеса. Так как перед нами фактически переиздание его труда 1948 года, очень многое уже пересмотрено, уточнено, изменено или доказано находками других египтологов. Ведь египтология - одна из немногих семимильно раскрывающихся областей особенно за счёт множества фактического материала. Слава трудолюбивым египтянам, оставлявшим почти все записи и рисунки на камнях, а значит, увеличивших шансы на нахождение, прочтение и анализ. Все каменные поверхности в Египте - гигантские каменные книги, где художники использовали все доступные поверхности. Мне удивительно, что о Монте мало кто знает как о первооткрывателе некрополя фараонов XXI-XXII династий как раз в Танисе, и именно он раскопал гробницу Псусеннеса I, которая по богатству уступает лишь всемирно известной могиле Тутанхамона. Как бы то ни было, перед нами попытка автора описать жизнь древних египтян на основе находок, рисунков и найденных письменных свидетельств.

Какие же были изображения в храмах и гробницах? Исторические сцены, почитания богов, профессии, с которыми сталкивался усопший (или принадлежал), личная жизнь, воинские достижения. Как можно догадаться, гробницы с любыми росписями не доставались простым смертным, а потому анализ жизни египтян от Монте будет произведён через видение богатого сословия по большей части. Читатель узнает о домах и мебели, праздниках, временах года и учёте времени, о семьях, профессиях, войне, ремёслах, храмах, погребениях и быте фараонов. О простых людях, их пище, путешествиях, играх, одеждах и утреннем туалете написано примерно на 70 страницах из 400. Вроде бы должны быть живые люди за всеми этими изображениями, а у Монте получились очень статичными и плоскими. Необходимо уже наличие некоего базиса перед чтением этой книги, потому что автор не утруждает себя расшифровкой понятий, забавно оперируя какими-то определениями даже не из рассматриваемого периода. К примеру, понятие "ном" - греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода. И я не уверен, что оно не появилось уже после смерти Монте в переизданиях книги. Науки вообще обойдены вниманием в труде, хотя египтяне - чудесные математики, астрономы, архитекторы, химики. Ни слова о Стокгольмском папирусе или папирусе Ахмеса уже известных в его время. Зато о писцах мы узнаем почти всё. Элитная профессия, доступная простым людям, позволявшая выбиться наверх. Ученье - свет, и все дела. А иначе будешь землю мотыжить (что с великими разливами Нила было не так-то и сложно, отмечали великие греческие историки). Одна глава посвящена фараону, да. Вот у кого время было расписано посекундно, важные и занятые люди, щёки профессионально дули и брились налысо, чтоб парики удобнее менять было, да-с.

В итоге понятно, почему взят именно период Рамсесов. Второй переходный период позади, гиксосы изгнаны, пора восстанавливать всё. Рамсес II действительно великий архитектор, восстанавливает и строит новое по всему Египту и за его пределами. За почти 70 лет правления можно успеть если не всё, то многое: Карнак, Луксор, Абу-Симбел, Пер-Рамсес и множество других менее известных комплексов, храмов и городов. Мне импонирует подход анализа по периодам, потому что многие обычаи и верования меняются со временем. А значит, можно следить по документам, откуда пришёл тот или иной обычай и что считали на этот счёт раньше, история Египта, насчитывающая 4500 лет не может быть монолитной.

Книга оставляет странное послевкусие. Многое уже неактуально или неверно, многое подано неинтересно (та же хрестоматийная битва с хеттами при Кадеше), но в целом понятно, что за настроения царили в головах у людей в период XIX царства. Вначале это был подъём после изгнания жестоких гиксосов, страна объединяется, народ преисполняется высоких чувств и доверия к правителям и своим силам. Создаются шедевры храмовых комплексов типа новых частей карнакского храма или Рамессеум в Фиванском некрополе в современном Луксоре и т.п. Возобновляются путешествия и торговля с Библом, к примеру, поставлявшим ливанские кедры. Первый известный в истории официальный мирный договор между державами заключается в это время. Расцветает косметическое дело и маслоделание из разных вещей, из лилий, к примеру. Однако упадок этого периода знаменуется поистине тёмными делами, подрывающими устои древнеегипетской цивилизации. Я говорю о разграблении гробниц, для сохранности которых прежде было достаточно лишь предупредительных слов, начертанных на стеллах у входа. Монте подробно останавливается на этом вопросе, анализируя сохранившиеся свидетельства допросов пойманных с поличным. В целом это означало для египтян период неверия в посмертные проклятия, а значит, самая богобоязненная нация на земле испытывала один из базисных устоев на прочность. Предпосылки тоже анализируются, что приятно, становится понятно, как разрастался бюрократический аппарат, и почему множество прекрасных вещей было переплавлено, чтобы расплатиться с долгами.

Сейчас сел думать, что же запомнилось из книги. И понял, что топ - это про жир иволги. Жир иволги - великолепное средство от мух по мнению крестьян. А коршуна надо отпугивать веткой акации и диким заклинанием. Грустно запомнилась экономика. Велся строжайший учёт всех поступающих за день продуктов и всего, что расходовалось на содержание работников. Получался такой замкнутый цикл - склады ломились от товаров и еды, но предназначались они лишь для небольшой прослойки населения. И только удовлетворив потребности этой привилегированной прослойки, остатки пускались в оборот (бартер или опт). Ничего не напоминает? Вот-вот. Я многое знал про римские, но ничего о египетских дорогах. Благодаря Пьеру Монте закрыл этот пробел. Дорог было много: столько же, сколько каналов, потому что во время рытья канала вынутую землю оставляли по берегам, и она образовывала такую дамбу, которую не заливало в период разливов. Так одновременно содержали в порядке и каналы, и дороги. Дамбы служили для передвижения пешеходов и прогона скота, не даром в древнеегипетском не было слова, обозначавшего "мост". На такой запоминающейся ноте хочется перекинуть мост к исследованиям, не издававшимся на русском. Если работа Монте такая сильно общая, то сейчас начали глубоко копать по отдельным темам. Например, если хочется нюхнуть древнеегипетских притирок, то читаем Лайзу Манних: Manniche L. Egyptian Luxuries. Fragrance, Aromatherapy and Cosmetics in Pharaonic Times. — London, 1999. А если про мумификацию, то Эйдана Додсона и Салиму Икрам: Dodson A., Ikram S. The Mummy in Ancient Egypt. Equipping the Dead for Eternity. — Cairo, 1998. Путешествуйте с нами, путешествуйте сами!

Комментарии


Классная рецка, особенно последний лозунг :)

И какие внезапные рекомендации))


Книги рекомендаций не новые, но похоже, что крутые.